Posted 22 мая, 07:14

Published 22 мая, 07:14

Modified 22 мая, 07:16

Updated 22 мая, 07:16

Что будет с рынком после разрешения на экспорт бензина, рассказал эксперт Громов

22 мая 2024, 07:14
Ситуация на внутреннем рынке РФ не только позволяет, а даже подталкивает регулятор к тому, чтобы позволить экспортировать бензин из России, правда, с оговоркой, что в августе все вновь может измениться. Над чем еще нужно поработать нефтеперерабатывающей отрасли, и что будет с ценой на топливо в РФ?

В правительстве РФ приняли решение приостановить временный запрет на экспорт бензина до 30 июня. Однако такая мера может действовать недолго — с 1 июля по 31 августа запрет могут возобновить.

Минэнерго оправдывает временное разрешение на экспорт бензина тем, что спрос на внутреннем рынке России полностью удовлетворен, а также улучшена общая ситуация с доставкой топлива до потребителей.

Окажет ли это влияние на цены на внутреннем рынке топлива в России? И почему нельзя изменить ситуацию в нефтепереработке так, чтобы не приходилось переводить сегменты рынка на «ручной» режим в условиях санкций Запада?

Почему правительство отклонилось от плана по запрету экспорта бензина

В Минэнерго сразу обозначили важный момент: «приостановка запрета может быть либо продлена, либо отменена в зависимости от ситуации». Это говорит о том, что правительство пытается оперативно реагировать на происходящее на российском рынке.

Изначально решение о временном запрете экспорта бензина, которое одобрил в феврале 2024-го премьер-министр РФ, должно было действовать с 1 марта по 31 августа текущего года. В тот момент, когда участились удары украинских беспилотников по НПЗ России, это было весьма актуальным решением. Но сейчас сделать паузу решили по нескольким причинам.

Во-первых, внутренний рынок топлива в России «насытился». Как отметили в Минэнерго, по состоянию на 15 мая по автомобильному бензину запасы, которые сформировались на нефтебазах и НПЗ, составили 2,1 млн т, а дизтоплива — 3,4 млн т. Это значит, что риска дефицита нет, можно идти на внешние рынки. С логистикой тоже ситуация чуть лучше: очередность перевозки нефтепродуктов по железной дороге в апреле повысили с IV до III категории.

Во-вторых, временное разрешение экспорта бензина должно стать своего рода ситуативной поддержкой для НПЗ. На внутреннем рынке РФ есть ценовые ограничения, пусть и не оформленные в четкий запрет. Но вот если отправить бензин в другие страны, то там заработать, учитывая разнообразие рынков и спроса, можно больше. Все это, по сути, поддержка маржинальности нефтепереработки. По крайней мере, той части отрасли, что технически способна поставлять топливо за рубеж.

«Мне кажется, это скорее выполнение неких договоренностей правительства с нефтяными компаниями, которые просили ослабить ограничение, чтобы реализовать все свои контракты с контрагентами из-за временного запрета на поставки бензина, выполнить экспортные обязательства. Более того, есть и проблема затоваривания нефтебаз, а также необходимость разгрузить транспортные пути.
Это больше локальная история, а не стратегия. Тут все зависит не от долгосрочных планов правительства, а от внешних рисков. В первую очередь, от возможных атак дронов на объекты нефтеперерабатывающей отрасли.
В отличие от ДТ, Россия производит бензина с небольшим запасом относительно внутреннего потребления. Любые колебания могут отразиться на топливном рынке, причем на федеральном уровне. Правительство перестраховывается и будет дальше смотреть, вдруг возникнет новый форс-мажор, тогда придется регулировать рынок в ручном режиме. Нынешние решения — это не экономические задачи, а, скорее, необходимые меры предосторожности для преодоления потенциальных рисков»,

— рассказал в комментарии для «НиК» Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Рынок топлива не испугался — задумался, над чем работать

Учитывая тот факт, что мера с разрешением или запретом бензина является ситуативной реакцией, то и цена в связи с этим на внутреннем рынке РФ хоть и отреагировала, но не критично.

Да, после решения правительства о разрешении экспорта бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цена Аи-92 увеличилась на 1,86% (до 49,1 тыс. рублей за т), а стоимость Аи-95 выросла на 0,4% (до 56,768 тыс. рублей за т). Однако незадолго до этого было снижение цен. Цена Аи-92 уменьшилась 17 мая на 1,6%, Аи-95 — на 0,95%. Подобные колебания ранее бывали на рынке и без новостей про запрет или разрешение экспорта бензина из РФ.

Если верить данным Росстата, российские НПЗ апреле–мае произвели почти на 4% больше различных моторных топлив, чем за аналогичный период в 2023-м. Выходит, в условиях санкций и нехватки иностранного оборудования для починки после налетов беспилотников рынку, если он не хочет увидеть дефицит, все время нужен «ручной» режим.

Такая своего рода зависимость рынка от доступа к экспорту в очередной раз заставляет задуматься над вопросом развития более глубокой нефтепереработки и нефтехимии. России не пришлось бы корректировать свой экспорт бензина, если бы ее рынок изначально «впитывал» больше (за счет той же нефтехимии) сырья.

Однако, по мнению Алексея Громова, основная проблема для увеличения мощностей для предприятий нефтехимии, впрочем, как и нефтепереработки, — это санкции со стороны Запада. С НПЗ все немного проще: основная часть планов по их модернизации в стране, начавшейся с 2011 года, уже практически закончена. Хотя в отдельных случаях, конечно, возникают проблемы с нехваткой оборудования от западных поставщиков. После налетов БПЛА в начале года на ряд объектов нефтепереработки, часть мощностей простаивала именно из-за невозможности быстро заменить западное оборудование.

«Модернизация НПЗ и создание нефтехимических производств — это сложный высокотехнологический процесс. Первые нефтехимические предприятия мы делали на базе зарубежных технологий. Теперь проблема в том, что не получается быстро решить сложности с нехваткой оборудования. Нефтеперерабатывающее предприятие — это система технологических процессов, которые сильно взаимосвязаны. Нельзя одну деталь просто так вынуть „из пазла“, если вся система выстроена на линейке от западного производителя.
В определенном смысле проще с нуля новый завод построить, чем встроить в технологическую линию компонент, который вообще из другой линейки. Развитие нефтехимии замедлилось в силу объективных причин. Для того, чтобы развивать отрасль, нужно понимать технологическую базу для этих проектов. Скорее всего, будут найдены другие поставщики оборудования, которые смогли бы заместить наши ожидания от западных компаний»,

— заключил эксперт.

Илья Круглей

Подпишитесь