Posted 15 мая, 11:15

Published 15 мая, 11:15

Modified 15 мая, 11:20

Updated 15 мая, 11:20

Перевалка СПГ

НОВАТЭК уже протестировал перевалку СПГ с судна на судно под Мурманском

15 мая 2024, 11:15
Перевалка СПГ
НОВАТЭК может заменить европейские порты российским Мурманском — вероятно, поэтому сейчас он пробует переваливать СПГ в незамерзающем порту на Баренцевом море
Сюжет
НОВАТЭК

С апреля текущего года НОВАТЭК активно применяет обычные газовозы для перевозки сжиженного метана с проекта «Ямал СПГ». В частности, в Кильдинском проливе СПГ перегружают с газовозов ледового класса на обычные: с начала апреля было 5 таких операций с ямальским газом, свидетельствуют данные АИС по отслеживанию судов.

Перевалка СПГ под Мурманском активизировалась, очевидно, потому, что анонсирован 14 пакет антироссийских санкций ЕС, куда включен запрет на реэкспорт российского СПГ в европейских портах, то есть де-факто на перевалку российского газа с судна на судна на территории ЕС.

А именно через европейские порты доставляется СПГ с проекта НОВАТЭКа: его перегружают на территории ЕС на суда большей вместимости и отправляют покупателям в Азии. Есть еще один нюанс: арктические моря мелкие, для них нужны суда с меньшим дедвейтом и меньшей осадкой.

Напомним, что транспортировку газа с проекта «Ямал СПГ» осуществляют 25 судов, из них 15 обладают ледовой защитой, а 10 представляют собой обычные газовозы.

Накануне администрация Севморпути разрешила двадцати газовозам проходить через акватории северных морей РФ с июля по октябрь. 15 подобных судов имеют ледовый класс Arc7 и постоянно работают на маршруте, а пять не оснащены ледовой защитой. В самом разрешении нет никакой сенсации — эти же суда получали разрешения проходить по СМП и ранее. Однако новые европейские санкции могут поменять их маршрут.

Если ранее газовозы без ледового класса шли из Сабетты на запад, в европейские порты, где осуществлялась перевалка грузов на более крупные суда, которые и везли груз азиатским покупателям, то теперь все 20 танкеров могут пойти в Азию.

При этом опыт прошлого года показал, что обычным газовозам на азиатских маршрутах требуется ледокольная проводка. Напомним, что танкер «Великий Новгород», который в августе прошлого года повез СПГ с проекта «Портовая» в КНР, был вынужден дожидаться ледокола «Сибирь» в Восточно-Сибирском море.

Впрочем, раз НОВАТЭК пробует Мурманск для перевалки, возможно, часть газовых объемов пойдет и по старой схеме, просто через российский, а не через европейский порт.

"