Posted 25 апреля, 10:58
Published 25 апреля, 10:58
Modified 25 апреля, 11:00
Updated 25 апреля, 11:00
Президент США подписал пакет помощи Украине, Израилю и Тайваню в размере $95 млрд, который включает в себя так называемое положение REPO — условия. Которые позволяют Штатам передавать замороженные на их территории активы России в фонд помощи Украине, пишет Bloomberg. Передавать, правда, «с некоторыми ограничениями, требующими скоординированных действий с союзниками и судебного рассмотрения».
Но даже при этих «ограничениях речь о документе, согласно которому суверенные активы РФ, принадлежащие Банку России, правительству РФ или РФПИ, могут быть конфискованы и переданы в некий внутренний Фонд поддержки Украины. Управлять этим фондом будет госсекретарь Блинкен совместно с Агентством США по международному развитию (USAID), средства могут направляться на восстановление Украины, гуманитарную помощь и „иные цели“, поддерживающие благосостояние Украины.
Министр финансов Йеллен уже охарактеризовала это как важный шаг и пообещала продолжить обсуждение с партнерами — очевидно, с ЕС, где находится большая часть замороженных активов РФ.
А вот республиканцы в американском Конгрессе заявили, что финансовая система США и так испытывает огромное давление, а передача замороженных активов повлияет на казначейские бумаги ФРС США (T-bonds) и на стабильность доллара в целом.
Во-первых, говорят республиканцы, РФ может принять ответсные меры. Во-вторых, вместе с REPO подписано и усиление санкций против китайских финансовых учреждений за взаимодействие с Ираном. В совокупности это может заставить дедолларизироваться КНР как можно скорее. Сейчас около 70% международной торговли КНР идет в долларах, но аналитики JPMorgan считают, что путь конфискации активов РФ означает ускорение китайского отказа от расчетов в американской валюте.
Авторы проекта в ответ оппонируют, что Россия и так уже «экспрориировала» все зарубежные активы на своей территории, так что риски сильно преувеличены. Про Китай аргументов они как-то не приводят.
Впрочем, Белый дом действительно не может совершить конфискацию в одиночку. Во-первых, замороженные активы РФ в США оцениваются в около $5 млрд из общей суммы $280 млрд, а две трети общей суммы — на счетах европейских депозитариев. Во-вторых, США не собираются брать на себя полностью «премию за риск ареста», надеясь разделить ее в другими странами G7.
Противники закона REPO указывают, что средства пойдут на оружие — то есть в плюс национальным интересам самих Штатов, хоть в законе этой цели и не указано. Некоторые даже говорят, что бесконтрольно расходовать чужие деньги из некоего «фонда помощи» на свои задумки гораздо проще. Но это пока лишь риски.
Что же до ЕС, то там действительно принято решение о перечислении доходов от замороженных активов (не самих активов, отметим) на помощь Украине. Но механизмы еще разрабатывают, есть ограничения относительно того, полученные с какого момента доходы можно перечислять. Официально Европейский ЦБ предупредил о рисках для евро. Неофициально еврочиновники опасаются мирового финансового кризиса: если Москва в ответ заморозит активы крупнейшего депозитария ЕС Euroclear, а также попросит союзников сделать то же самое, а затем начнет подавать судебные иски, а затем иски и требования к депозитарию начнут подавать владельцы замороженных Москвой активов из других стран, это может не только разорить сам Euroclear, но и подорвать мировую финансовую систему, ведь этот депозитарий держит средства собственников по всему миру на общую сумму €37 трлн.
И это все риски без учета необходимости гармонизации законодательств и выработки общего механизма передачи активов.
Как Вашингтон уговорит Брюссель и уговорит ли, будем наблюдать.