К 2028 году нефтеперерабатывающие заводы в России смогут увеличить мощности по производству бензина почти на 10%, а дизтоплива — на 22%. Сделать НПЗ это смогут за счет инвестиционных соглашений. Об этом заявил первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин на «Национальном нефтегазовом форуме».
«Мы говорим сейчас о 25 млн тонн: 20 млн тонн дизеля и около 4 млн тонн бензина за счет модернизационных инвестиционных соглашений»,
— заявил он.
Сорокин также добавил, что министерства энергетики и финансов работают над тем, чтобы обеспечить определенный баланс как в потребности бюджета, так и в сохранении достаточного инвестиционного ресурса в отрасли нефтепереработки.
Перспектива развития, разумеется, всегда должна прорабатываться различными министерствами в любой стране, где есть нефтеперерабатывающие мощности. Моторное топливо, как бы многие политики в разных странах не пытались протолкнуть электромобили, все равно актуально для любой экономики. И если она растет, спрос на топливо всегда со временем увеличивается.
Другой вопрос, что в РФ и дизтоплива, и бензина хватает с избытком. Страна уже долгие годы отправляет весьма внушительные излишки, особенно дизельные, на внешние рынки, а они в последние годы, учитывая эмбарго государств ЕС и ряда других стран, стали не слишком приветливы.
Тема инвестирования в нефтеперерабатывающие предприятия России стала актуальной уже давно. Минэнерго еще в 2021-м подписало с 15 НПЗ соглашения об инвестициях на общую сумму в 800 млрд рублей, где суть договора — модернизация объектов до 2026 года. В мае 2023-го число таких соглашений выросло до 21, а сумма увеличилась до 1,6 трлн рублей. Речь шла о модернизации на следующих предприятиях:
Тут важно отметить, что речь идет о модернизации объектов, а не постройке абсолютно новых НПЗ. Таким среди крупных заводов можно пока считать лишь АО «ТАНЕКО» (в среднем перерабатывает 16 млн т в год), который был создан с нуля уже в постсоветской России.
Однако вопрос модернизации для нефтеперерабатывающих предприятий является в последнее время крайне сложным.
С одной стороны, даже в Reuters недавно признали, что Россия смогла быстро восстановить часть ключевых НПЗ, пострадавших от ударов украинских БПЛА, сократив мощности, простаивавшие в результате атак, примерно до 10% (с почти 14% в конце марта). Если перевести в тонны по переработке нефти, то это уже не простой мощностей как в марте этого года в 123800 т, а уже только 90500 т.
С другой стороны, есть поломки на некоторых НПЗ, которые даже не вызваны атаками БПЛА. И вот с ними в плане ремонта из-за нехватки иностранного оборудования в условиях санкций все сложно. Яркий тому пример — вывод из строя компрессорного оборудования на Нижегородском НПЗ в январе этого года. Даже в Минэнерго тогда признали, что на ремонт, учитывая нехватку комплектующих из зарубежных стран, уйдет несколько месяцев.
Мировой рынок топлива в теории может принять еще больше дизеля от России. Да, это могут быть поставки, требующие огромного транспортного плеча, но они действительно есть. Достаточно вспомнить о поставках российского ДТ в Бразилию.
Даже в Financial Times отметили, что стоимость импорта российского дизеля в латиноамериканскую страну в 2023-м году выросла на 4600% (до $4,5 млрд), а мазута почти на 400%. Российская сторона за счет этого увеличила доходы на $8,6 млрд. Для сравнения: в 2022-м Бразилия потратила на российский ДТ $95 млн.
Да, есть Индия, где большой потенциал к росту потребления топлива за счет увеличения автопарка страны, но одновременно с этим есть и свои растущие мощности НПЗ, т. е. для российских нефтепродуктов свободного места не слишком много. Но есть и такие страны, как Бразилия, которые готовы выкупать продукты нефтепереработки у РФ, если цена окажется более привлекательной, чем у традиционных поставщиков.
Хватит ли места на таких рынках именно для 20 млн тонн дизеля и около 4 млн тонн бензина, о которых сказано на «Национальном нефтегазовом форуме»? Покажет время и конкурентная борьба, в которой у российских НПЗ на мировом рынке явно не последние позиции. Впрочем, не исключено, что в самой РФ может немного вырасти спрос на топливо, так что на внешние рынки придется отправлять уже более скромные цифры.
Однако для российской нефтепереработки сейчас более важно не это. В комментарии для «НиК» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко напомнил, что сейчас мы отрезаны от традиционных для РФ рынков Европы, где для России была важна и ее северо-западная часть, и южная. Важно не забывать, что у нас светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка хватает — остается еще какая-то часть для экспорта. В случае с дизтопливом мы вообще почти половину всегда отправляли на экспорт.
«Учитывая все эти факторы, переживать сильно о перспективе увеличения экспорта в точно назначенный срок не стоит. Развитие нефтепереработки и ее увеличение мощностей — это всегда хорошо, и этим всегда надо заниматься. И даже не столько ради внешних рынков, а и ради внутреннего, на котором в идеале должен расти спрос параллельно с ростом всей экономики страны. Доступное для населения и бизнеса моторное топливо — это хороший драйвер развития.
На внешнем контуре работать сложно, потому как против нас эмбарго от стран Запада, а это проблемы и в логистике, и в страховании, и других аспектах торговли даже с теми, кто рестрикции не соблюдает, но опасается вторичных санкций. Нам сейчас гораздо важнее привести в идеальную гармонию состояние внутреннего рынка топлива с его потребностями (чтобы цены коррелировались с уровнем инфляции и т. п.) и организацией экспорта для внешних рынков»,
— поделился мнением Вячеслав Мищенко.
По словам эксперта, нужно избавиться от западных ценовых индикаторов, осознать, что в нынешних условиях, когда против нас рекордное количество рестрикций, нужны новые подходы и инструменты для организации нефтепереработки. Тут стоит добавить, что нужно изменить и подход к вопросам ремонта и модернизации НПЗ, а точнее, организовать производство всего необходимого для таких задач оборудования на территории РФ.
«Вся философия экспортной альтернативы играет негативную роль, ведь как только начинают расти цены на западных рынках, а рубль слабеет, продажа на внешних рынках становится суперприбыльной. Любой участник рынка хочет заработать на этой конъюнктуре, если это не запрещено. Когда есть серьезное расхождение внутренней и внешней цены — это основной драйвер проблем для нашего топливного рынка.
Крайне важно думать не только об увеличении производства нефтепродуктов, но стабилизировать режим продаж на внутреннем и внешнем контурах, унифицировать их, отказавшись от экспортной долларовой альтернативы»,
— считает Вячеслав Мищенко.
Илья Круглей