Новые транспортные пути через Иран и СМП усиливают Москвы от Европы в сторону Азии, даже вопреки попыткам стран G7 изолировать Москву.
Эти маршруты способны сократить время прохождения грузов на 30-50% по сравнению с прохождением через египетский Суэцкий канал, отмечает Bloomberg.
Россия собирается вложить более $25 млрд в развитие транспортного коридора через Иран, включая железнодорожное сообщение, и развитие инфраструктуры вдоль береговой линии арктических морей РФ — по Северному морскому пути, включая строительство ледоколов. Кроме того, Москва занимается расширением Транссиба и Байкало-Амурской магистралей, которые ведут экспорт на восток.
Впрочем, как отмечает агентство, развитие СМП замедлилось из-за западных санкций, которые мешают, например, экспорту СПГ с завода «Арктик СПГ 2» в Азию. Китайская Cosco также прекратила отправлять грузы по Севморпути с 2022 года из-за опасения вторичных ограничений. Тем не менее DP World из ОАЭ договорилась с «Росатомом» о развитии контейнерных перевозок по Севморпути. Не останавливается и строительство новых ледоколов.
Эксперты полагают, что развитие пути «Север-Юг» через Иран открывает новую дорогу в Центральную Азию и позволяет грузам быстрее попадать в Европу. Таким образом, развивающиеся рынки наконец-то вырываются из-под западной гегемонии, чем автор Bloomberg весьма обеспокоен.