Британской части Северного моря грозит «смертельное» налогообложение. Цены на акции компаний, работающих в регионе, резко упали, многие добычные проекты в этой акватории заморожены. Все из-за налога на сверхприбыль, который Великобритания взимает с компаний, работающих на шельфе Северного моря. Он составляет 35% и действует до 2029 года, более того, его планируют продлить еще на год.
Financial Times отмечает, что теоретически этот налог должен стимулировать инвестиции в Северное море, поскольку он включает в себя вычеты, позволяющие компаниям сократить налоговые платежи, если они будут продолжать реализацию проектов. В действительности же компании сокращают капитальные расходы, то есть, читайте, проекты по поддержанию и тем более расширению добычи.
Несколько изменений, внесенных в налог с момента его введения, привели к нежеланию тратить средства или брать на себя больше долгов, когда компании не могут достоверно предсказать будущие доходы. Проблема очевидно в том, что Великобритания в таком же «зеленом» курсе, как и остальные страны Европы, так что долгосрочные проекты по ископаемому топливу имеют туманные перспективы в Туманном Альбионе.
Кроме прочего, банки сократили выдачу специализированных кредитов нефтегазовым компаниям, что стало прямым следствием введения налога.
Напомним, в Великобритании экоактивисты устраивают масштабные акции против выдачи новых лицензий на добычу углеводородов в акватории. Правительство Риши Сунака относится к этому скептически, а чиновники даже называют борцов за климат «экоидиотами». Но существует также и более «опасная» риторика: например, из-за того, что новую лицензию на месторождение газа «Роузбанк» на британском шельфе получила норвежская Equinor, политическая оппозиция разразилась гневной тирадой, что из королевства делают страну третьего мира, где всю прибыль забирает разработчик, а жителям остается газ по мировым ценам.