Крым готов предоставить белорусскому Новополоцкому НПЗ нефтебазу на своей территории для перевалки нефтепродуктов на внешние рынки. Об этом заявил вице-премьер правительства региона Георгий Мурадов в ходе видеомоста Москва — Минск — Симферополь.
Суть предложения со стороны полуострова в том, чтобы дать возможность белорусскому Новополоцкому НПЗ использовать нефтебазу, расположенную в Феодосии. «У Республики Беларусь есть заинтересованность продвигать свои нефтепродукты на внешние рынки. Из Феодосии они могут грузиться и продаваться на ближайших рынках, в том числе в те страны, которые заинтересованы в этих поставках», — пояснил Георгий Мурадов.
Согласится ли на такое Минск, и действительно ли топливо будет уходить из порта в Феодосии? Или все же Крым и сам не откажется от бензина и дизеля из соседнего государства?
В Феодосии есть большая нефтебаза для нефтепродуктов и сырой нефти, мощность которой действительно может быть использована в качестве перевалочной базы для белорусского топлива. Многофункциональный технологический комплекс позволяет переваливать продукты нефтепереработки с железнодорожных вагонов-цистерн на морские суда и обратно, а также при необходимости и автомобильным транспортом. Нефтебаза в морском терминале в Феодосии может хранить 250 тыс. тонн нефтепродуктов.
Стоит отметить, что этот объект неоднократно подвергался атакам украинских БПЛА, в том числе и в начале этого месяца, однако урона нанесено не было (хотя фейковые новости о почти полном уничтожении нефтебазы со стороны украинских СМИ поступали регулярно). ПВО отбили нападение. БПЛА в сумме атаковали этот уже три раза.
В целом, если не говорить о проблемах риска очередной атаки со стороны Украины, такой перевалочный пункт, с точки зрения логистики, мог бы стать новой точкой для создания очередного маршрута поставок белорусского топлива.
Предложение чиновников из Крыма для такого нового пути во многом укладывается в общую тенденцию усиливающейся торговли России и Беларуси. Только за первое полугодие 2023-го Республика Беларусь (РБ) увеличила перевалку грузов через российские порты в 4 раза. Такой рост товаропотока позволил Минску нарастить поставки в страны Ближнего Востока, Африки и Азии.
В Крыму хоть и возникают определенные сложности с поставками топлива на рынок (как и в ряде других регионов любой страны в зависимости от разных форс-мажоров), критического сейчас дефицита не наблюдается. Предложение правительства полуострова к белорусской стороне — это не акт отчаяния и попытка сбалансировать спрос-предложение бензина или дизеля в регионе, а повод для развития портовой инфраструктуры.
Как отметил в комментарии для «НиК» политолог, экс-сотрудник корпорации «Развитие республики Крым» Леонид Дегтярев, находящийся в данный момент на полуострове, очередей за бензином в Крыму нет, никто топливом не запасается, никаких кризисных явлений на уровне потребителя не наблюдается.
«Цены на АЗС незначительно выше, чем на материке. При этом Крым, конечно же, открыт для инвестиционных проектов. Про структуру топливной розницы в Крыму я в деталях сказать не могу, но рынок не монополизирован: есть и федеральные, и местные операторы. Если Минск будет заинтересован в поставках топлива, а полуостров имеет достаточную инфраструктуру для этого, то никаких проблем для подобного сотрудничества не вижу»,
— рассказал эксперт.
По сути, Крым заинтересован в том, чтобы становиться более крупным транспортным хабом. Белорусское топливо нужно не для его собственного рынка, а для транзитной торговли. Бензин или дизель, если полуострову их потребуется еще больше, логичнее закупать с материковой России, и участие Минска в решении этой проблемы тут вовсе необязательно.
Впрочем, далеко не факт, что белорусская сторона тоже захочет это делать сразу. Более подробно об этом рассказал для «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
«Минск сейчас использует российские льготы в Ленинградской области и доставляет туда топливо по железной дороге. Соответственно это, во-первых, наиболее экономически выгодно, поскольку для белорусской стороны логистическое плечо меньше. Во-вторых, для РФ это тоже удобнее, поскольку железная дорога в направлении северо-запада меньше задействована, чем на юге, где сейчас все забито. Кстати, на юге это действительно проблема. В прошлом году у нас не могли доставить быстро нефтепродукты в Краснодарский край, Ростовскую область и Крым в том числе.
В целом, сам Крым регулярно сталкивается с проблемой дефицита нефтепродуктов, особенно в курортный сезон как раз из-за того, что есть сложности с пропускной способностью коммуникаций, связывающих его с материковой Россией. Если сейчас еще и пойдет несколько тонн миллионов белорусских нефтепродуктов, то логистика станет еще более сложной. Непонятно, сможет ли регион принять такой объем по железной дороге»,
— рассказал эксперт.
Он также подчеркнул, что материковой России это тоже может оказаться не совсем удобно.
Что касается мотивации руководства Крыма, то она вполне понятна. Полуостров ищет дополнительных торговых партнеров и инвесторов в свою инфраструктуру. Это правильно, и так делать действительно нужно. Но для Беларуси это все же еще и политический риск. Сотрудничать с полуостровом — это политические издержки, за которые Минск не совсем понятно что получит взамен. На Западе обязательно начнут поднимать шум из-за того что РБ торгует с Крымом, который в Европе и США российским не считают.
«У РБ нет сейчас проблемы, из-за которой они страдают по причине отсутствия пропускной способности для перевалки в портах на Балтийском море. В материковой России же, наоборот, больше всего пострадали именно балтийские порты, потому как они наиболее отдалены от нынешних рынков сбыта для РФ, которые теперь сместились в Азию. Выходит, через Балтику выгодно работать и Москве, и Минску. А вот через Крым — экономически и политически накапливается гораздо больше издержек»,
— резюмировал эксперт.