Posted 27 марта, 08:43
Published 27 марта, 08:43
Modified 27 марта, 08:53
Updated 27 марта, 08:53
Атаки украинских дронов на российские НПЗ в марте стали настолько частыми, что сезонный ремонт нефтеперерабатывающих заводов — это теперь не единственный фактор, сокращающий объемы производства топлива. Впрочем, насколько частыми стали атаки БПЛА на эти объекты в РФ, настолько же часто это обсуждают западные СМИ. Причем с каждым разом в их текстах последствия таких ударов приобретают все большие масштабы.
Оценки таких последствий отличаются не только между западной прессой и официальными заявлениями самих российских компаний. Цифры отличаются даже в статьях и отчетах самих же европейских, британских и американских СМИ.
До конца не совсем понятно и то, насколько такая ситуация де-факто влияет на стоимость бензина, дизеля в России, поскольку рынок топлива РФ демонстрировал рост и ранее.
На этот вопрос точного ответа, пожалуй, сегодня никто дать не сможет. Лишь приблизительные цифры.
К примеру, в Reuters посчитали, что в I квартале 2024-го украинские беспилотники, атаковавшие 7 НПЗ в РФ, смогли в итоге «отключить» мощность нефтепереработки страны в объеме 4,6 млн т, или 370,5 тыс. б/с (около 7% от общего объема).
В Forbes, ссылаясь на оценки Gunvor, говорят о потере мощностей из-за ударов БПЛА в объеме 600 тыс. б/с и сообщают о том, что РФ потеряла сейчас почти 10% от всей нефтепереработки. Другие агентства и аналитические компании называют даже 15%.
В целом отрицать урон для нефтепереработки России от атак БПЛА неразумно. Он действительно есть. Налеты на ряд объектов с разной степенью успешности для атакующей стороны стали более частыми, чем раньше.
Атакам подверглась различная инфраструктура:
Последнее крайне важно. Ряд НПЗ, которые были атакованы БПЛА, не производили именно моторное топливо, именно для российского рынка. Это касается не только Новошахтинского НПЗ, но и объекта в Славянске, где выпускают мазут, судовое топливо и нафту. Более того, есть случаи нападения дронов на заводы по нефтепереработке, которые в итоге были отбиты (как в случае с объектами в Ленинградской области и Калуге), но в западных СМИ эти инциденты все равно горячо обсуждались, по сути, раздувалась паника.
Учитывая, что массовых очередей на АЗС во всех этих регионах не наблюдается, а в Минэнерго и на региональном уровне про дефицит официально ничего не говорят, ситуация вряд ли настолько критическая, какой ее хотят преподнести в западной прессе.
Для топливного рынка налеты дронов на НПЗ — это, безусловно, проблема, которую надо решать. Но это не тот случай, когда дефицит уже на пороге. «Запаса прочности», а точнее мощностей, у отрасли нефтепереработки пока хватает. А вот проблемы роста цен на моторное топливо, увы, никто не отменял.
Если наложить график оптовых цен топлив в России на хронологию атак БПЛА, то последовательность «атака на завод — цена топлива растет» присутствует.
По итогам прошлой недели биржевые цены на бензин в РФ выросли более чем на 5%. А ведь еще недавно они начинали снижаться после того, как правительство с 1 марта по 31 августа запретило экспорт бензина и увеличило минимальный объем продаж ДТ на бирже до 16%. Да, 26 марта цена АИ-95 на СПбМТСБ снизилась на 1,73%, до 65,04 тыс. рублей за тонну. Но в целом стоимость АИ-92 с января по текущий момент уже выросла на 35%, а АИ-95 — на 45%.
В беседе с «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил, что в России действительно может быть выведено из строя примерно 8,3% установленных мощностей первичной переработки. Это уже сказалось на мартовском росте цен на оптовом рынке.
«Сезон повышенного спроса на топливо еще не начался в полной мере, как и сезон ухода на ремонт большинства НПЗ по стране. Нынешний рост цен — это реакция на атаки дронами.
В какой-то степени запрет на экспорт бензин смягчил ситуацию. Но крайне важно, будут ли дальнейшие (а если да, то насколько результативными) атаки БПЛА на нефтеперерабатывающие предприятия РФ. Подчеркну, что в целом ситуация контролируемая. Правительство уже показало, что готово идти на непопулярные для поставщиков меры, лишь бы удержать стоимость розницы на приемлемых отметках»,
— говорит эксперт.
Алексей Белогорьев отметил, что потенциально возможные в будущем атаки дронов будут провоцировать ралли на оптовом рынке. Но пока что цены не превысили максимальные значения прошлого года. И правительство больше не экспериментирует с демпфером, снижение которого — точнее, только анонс урезания в 2 раза — был локомотивом роста цен на топливо в 2023-м.
«Особенно контроль правительства будет чувствоваться на розничном рынке. Это, конечно, ударит по независимым АЗС во II квартале. Однако руководство РФ, по всей видимости, намерено использовать жесткие меры, чтобы ценник на заправках не рос.
Сейчас цены сильнее реагируют на атаки БПЛА, которые вообще-то и в прошлом году были, потому как, в отличие от предыдущих налетов, удары наносятся все чаще по НПЗ, которые работают на внутренний рынок РФ. А раньше атаковали те, что перерабатывали нефть для экспорта»,
— заключил эксперт.
Илья Круглей