Posted 18 марта, 11:00
Published 18 марта, 11:00
Modified 18 марта, 11:00
Updated 18 марта, 11:00
Объект, расположенный в Омске, был основан в 1955 году и на сегодняшний день является мощнейшим нефтеперерабатывающем предприятием в Российской Федерации. Его мощность переработки нефти в год составляет около 20,5-22 млн тонн нефти.
По сути, каждый шестой литр бензина и ДТ (пятого экологического класса), который создается в РФ, это топливо, произведенное в Омском нефтеперерабатывающем заводе.
Этот мощный НПЗ принадлежит АО «Газпромнефть-ОНПЗ», которое является дочкой «Газпром нефти». Этот крупный завод производит внушительный список различных нефтепродуктов: ДТ, автомобильные бензины, коксы, битумные материалы, авиационный керосин, судовые топлива, сжиженные углеводородные газы.
Объект хоть и старый, но постоянно модернизируется и пополняется новым оборудованием, чтобы идти в ногу со временем и предлагать наилучшие технологические решения. В 2023 году на заводе закончили постройку нового комплекса по глубокой переработке нефти.
Суть такой модернизации — работа секций гидрокрекинга, замедленного коксования. Суммарная мощность всего нового комплекса — почти два миллиона тонн в год. Благодаря такому обновлению завод может похвастаться глубиной переработки в 97%.
Эксперты утверждают, что такая модернизация, стоимостью 160 млрд рублей, позволит не только повысить уровень промышленной безопасности на предприятии, но и значительно уменьшить углеродный след объекта.
Второе место среди нефтеперерабатывающих заводов России по праву принадлежит объекту на территории Ленинградской области. Речь идет о заводе по переработке нефти, который был запущен в 1966 году. НПЗ «Киришинефтеоргсинтез» («КИНЕФ») обладает годовой мощностью по переработке нефти 20-21 млн т.
В 1993-м, когда в стране многие промышленные объекты закрывались, «КИНЕФ» избежал такой участи. Он вошел в состав компании «Сургутнефтегаз». Сразу после этого началось переоснащение завода. Уже в 1994 году объект начал производство и кровельных, звукоизоляционных рулонных материалов, битумно-полимерных мастик горячего применения.
Через 2 года был введен в эксплуатацию комплекс по производству линейного алкилбензола, а в 1999-м провели еще одну модернизацию, цель которой — техническое переоснащение ГФУ, очищающей сырье от сероводорода.
После этого было еще несколько «волн» модернизации:
В октябре 2023-го этот НПЗ даже испытывал проблемы с затовариванием дизеля. Причиной тогда послужила уникальная ситуация на рынке топлива РФ, когда правительство запретило экспорт ДТ из России.
Третье место принадлежит НПЗ (объект в составе «Роснефти»). Завод находится в Рязани. Он способен перерабатывать 17,1 млн т нефти в год. К слову, само черное золото поставляется на завод по трубопроводу, а готовую продукцию объект отгружает сразу несколькими способами: трубопроводом, автотранспортом, по железной дороге.
На НПЗ провели модернизацию в 2021 году, после чего он приступил к выпуску бензинов классов Евро-5, АИ-100 и Евро-6.
Более того, «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНК) стала применять катализатор гидроочистки ДТ. Это дает возможность предлагать своим клиентам ДТ с ультранизким содержанием серы.
Отличительная особенность этого НПЗ — большая степень цифрофизации. По сути, технологические процессы, которые проистекают в автоматическом режиме, управляются из одного центра. Эдакая прямая вертикаль, упрощающая функционирование огромного промышленного объекта и снижающая издержки.
В начале весны 2022-го на заводе возник форс-мажор — возник пожар на насосной станции на дизельной установке. Однако пострадавших не было, а сам инцидент критического ущерба заводу не нанес. Объект действует и по сей, день без каких-либо сокращений по объемам выпуска нефтепродуктов.
С РНК в Рязани конкурирует завод по нефтепереработке в городе Кстово (Нижегородская область), который принадлежит «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Это предприятие, так же как и объект в Рязани, перерабатывает 17 млн т.
НПЗ способен выпускать 50 наименований товарных нефтепродуктов, среди которых числятся как различное моторное топливо, так нефтебитумы и ряд других продуктов переработки.
В 2021-м на заводе в Кстово начала работать установка изомеризации ПЕНЕКС, цель которой — производство легкой бензиновой фракции в высокооктановый компонент товарного бензина. Теперь НПЗ может создавать его в объеме 800 000 т в год. Под конец 2022-го Нижегородский НПЗ оснастили комплексом по переработке нефтяных остатков.
Однако в начале 2024-го перед предприятием возникла серьезная проблема. В середине января вышла из строя часть оборудования. Речь идет о комплексе каталитического крекинга, из-за которого НПЗ в Костове вынужден уменьшить производство бензина практически в два раза.
Сложность не в техническом аспекте починки, а в том, что предприятие не может быстро закупить нужное оборудование за рубежом из-за рестрикций со стороны США и Евросоюза против РФ. После обнародования информации о поломке даже в Минэнерго России заявили, что НПЗ сможет выйти на привычные объемы выпуска нефтепродуктов не ранее чем через месяц или даже полтора. Впрочем, уже в конце февраля стало ясно, что процесс затянется на еще более продолжительный срок.
В рейтинге ТОП-5 нефтеперерабатывающих заводов России на пятом месте заслужено стоит НПЗ в Нижнекамске (республика Татарстан). АО «ТАНЕКО» — это завод по переработке нефти, который по праву считается единственным (по состоянию на 2022-й) НПЗ, который был создан в постсоветской России с нуля.
Предприятие принадлежит «Татнефти». Объект способен перерабатывать 16,2 млн т нефтяного сырья. Стоит отметить, что НПЗ в последние годы активно наращивал объемы. Для сравнения: еще в 2021-м завод обрабатывал только 12 млн т.
Когда на предприятии заработало сразу 15 новых установок, которые поставили на протяжении последних двух лет, нефтепереработка увеличилась, по сути, на треть. Что касается глубины нефтепереработки, то светлых нефтепродуктов выходит 82%. Если же говорить о глубине переработки, то показатель равен 99%.
Следует отметить, что проблемы Нижегородского НПЗ отчасти стали одной из причин, по которой руководство РФ ввело временный запрет экспорта бензина на 6 месяцев (начиная с 1 марта 2024-го).
Де-факто рынок топлива России во многом зависит от поставок иностранного оборудования, причем речь не идет только об НПЗ в Кстово.
Предположим, что в ближайшее время выйдет из строя высокотехнологичное оборудование на заводе в Рязани, Ленинградской области или в Омске. Есть большая доля вероятности, что предприятиям придется потратить месяцы, чтобы обходными путями и через посредников приобрести нужные компоненты из других стран.
Более того, как раз в условиях усиливающихся рестрикций со стороны Запада даже плановые ремонтные работы в отрасли могут длиться больше привычных сроков. Учитывая тот факт, что правительство РФ уже дважды ограничивало экспорт моторного топлива (осенью 2023-го и весной 2024-го), такую проблему нужно решать как можно скорее.