Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон неделями ранее заявила, что Евросоюз с 2025 года откажется от российского газа, который поступает в ЕС через украинскую газотранспортную систему. Правда, она тут же добавила, что газопроводы Незалежной все-таки могут пригодиться Старому Свету. Речь идет о закачке газа (с европейского направления) в украинские ПХГ, чтобы воспользоваться их запасами позднее.
Что интересно, руководство Украины как раз дает противоположные сигналы. В Киеве стали понимать, что после 2025 года Европа уже не будет делать все (включая финпомощь и предоставление новых кредитов), лишь бы украинская ГТС работала в прежнем режиме.
О каком объеме экспорта российского газа идет речь? Что потеряет Европа, Украина и Россия когда и если транзит российских углеводородов через Незалежную в Старый Свет остановится?
В европейских странах идея отказаться от российского голубого топлива прорабатывалась долгие годы. С терактами на «Северных потоках» и остановкой из-за неправомерных действий со стороны Польши газопровода «Ямал-Европа» такой план де-факто начал реализовываться. Причем не похоже, что в Евросоюзе намерены на этом останавливаться. На очереди, похоже, поставки газа из РФ через Украину.
В 2025 году истекает срок, согласно которому «Газпром» договаривался с «Нафтогазом» за 4 года прокачать транзитом в Европу 40 млрд кубометров. Правительство Украины в последние полтора года неоднократно заявляло, что новый контракт подписывать оно не будет. Однако на днях премьер-министр восточноевропейской страны Денис Шмыгаль сообщил, что хоть Киев и не станет продлевать действующий контракт с «Газпромом» или подписывать новый, все равно «готов к продлению транзита российского газа через свою ГТС при инициативе со стороны Евросоюза».
«Если европейские страны выступят консорциумом или кто-то из европейских партнеров выступит транзитером уже своего газа — мы готовы такую услугу предоставлять»,
— заявил Шмыгаль.
Казалось бы, вполне логичное заявление, особенно на фоне того, что РФ увеличила транзит газа через Украину до максимума с ноября прошлого года. Более того, как пишет Forbes, поставки углеводородов из России в ЕС через «Турецкий поток» за год выросли на 29,4%. В целом все логично: из-за снижения цен на газ растет спрос на него со стороны европейских потребителей.
Увы, но вопреки этим тенденциям и почти параллельно с заявлениями Шмыгаля от еврокомиссара по вопросам энергетики звучат сигналы о том, что украинская ГТС Европе больше не интересна. Разве что в качестве коммуникации, позволяющей европейский газ закачивать в ПХГ Незалежной, чтобы потом выбирать его оттуда в отопительный сезон.
Причин несколько. Во-первых, министры энергетики стран ЕС на днях поддержали продление на год требования о добровольном снижении потребления газа на 15% по сравнению со средним показателем за период с апреля 2017 года по март 2022 года. Во-вторых, отдельные страны ЕС активнее прежнего закупают СПГ. Особенно это касается Германии, в том числе за счет работы арендованных плавучих установок по регазификации (FSRU).
Проще говоря, часть (причем, возможно, значительная) от 14 млрд кубометров газа, что были прокачаны по украинской ГТС за 2023 год, в нынешнем году может Евросоюзу просто не понадобиться. А ведь есть еще и политический аспект — отказаться от российского газа в долгосрочной перспективе даже вопреки долгосрочным контрактам. Это касается Австрии, правительство которой в середине февраля этого года заявило, что считает необходимым расторжение контракта между OMV и «Газпромом», действующего до 2040 года. Пока что его не разорвали, но предпосылки есть. Особенно глядя на заявления австрийского министра энергетики и окружающей среды Леоноры Гевесслер, которая сообщила, что стране нужна диверсификация и проводится исследование рисков зависимости от поставок из РФ.
Для Украины это все плохие новости. За транзит газа российский холдинг платит «Нафтогазу» серьезные суммы, потеря которых, учитывая нынешнее состояние украинской экономики, будет крайне болезненной для бюджета страны.
Тариф за прокачку составляет $32 за 1000 кубометров. По соглашению, в первый год было прокачано 65 млрд кубометров, в последующие годы — по 40 млрд куб. м (или по 109,6 млн в сутки). Выходит, «Газпром» украинской стороне за газовый транзит платит почти $1,3 млрд год. Впрочем, надо признать, что все это в конечном счете выльется в потери и для российской стороны. Вопрос лишь в том, насколько «Газпром» сможет компенсировать такое выпадение объемов экспорта.
В беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов напомнил, что по итогам 2023-го был недозагружен «Балканский поток» — продолжение «Турецкого потока» в Восточной Европе. Если заполнить его полностью, то Россия может из 14 млрд кубометров в год, потерянных на экспорте из-за потенциальной остановки украинской ГТС, компенсировать примерно 5 млрд.
«К этому можно добавить и потенциальный турецкий газовый хаб, который еще не создали, но переговоры о нем могут быть ускорены, если украинская ГТС остановит прокачку российского газа. За счет этого хаба могли бы быть своповые операции, когда РФ станет продавать Турции нужный для ее внутреннего рынка объем, а Анкара свободный газ отправит в Европу. За счет таких операций РФ могла бы де-факто отправлять в ЕС дополнительно еще пару миллиардов кубометров в год.
Из 14 млрд кубометров, которые „Газпром“ отправлял на Украину, компенсировать он сможет за счет турецкого направления около двух третей, но не больше. В противном случае надо запускать газопровод „Ямал-Европа“. В ЕС, похоже, вряд ли изменят свое мнение, причем даже на периферии. Венгрия уже заявила, что ей достаточно работы „Турецкого потока“. Словакия как раз могла бы воспользоваться украинскими ПХГ»,
— объяснил Алексей Громов.
При этом эксперт считает, что Австрия, у которой долгосрочный контракт с «Газпромом» до 2040 года, тоже может найти альтернативу газу, который сейчас поступает к ней по украинской ГТС. Однако это сильно зависит, во-первых, от условий контракта с российским холдингом по поводу ценообразования, а во-вторых, от политических решений самой Австрии.
«В последние месяцы мы действительно наблюдаем, как Европа увеличила закупки через украинскую ГТС. Есть ощущение, что ЕС делает это в спешке, готовясь к остановке с 2025 года. Заявления о пользе украинских ПХГ прозвучали не просто так. Европейские хранилища сейчас заполнены больше обычного. Газ по привлекательной цене логично было бы оставлять в украинских ПХГ, которые, кстати, в данный момент заполнены лишь на четверть, а потом выбирать этот газ для Европы в отопительный период»,
— объяснил Алексей Громов.
Важно добавить, что в 2020 году «Газпром» и «Нафтогаз» заключили 5-летний контракт о транзите газа, но из-за того что Киев отказывается использовать часть ветки своей ГТС (через ГИС «Сохрановка»), российский холдинг прокачивает и платит за транзит меньше, чем запланировано в контракте. Выходит, Украина сама же не дает «Газпрому» выполнять условия договора в полной мере. Это уже стало поводом для очередных претензий со стороны Киева, который любит организовывать подобные правовые коллизии.
Впрочем, как справедливо отметил Алексей Громов, такого рода претензии РФ к Европе и наоборот, а не только касательно Украины, — уже и без того слишком частое явление. Есть ведь нерешенные правовые вопросы вокруг терактов и их расследований вокруг «Северных потоков». Кого-то этим сегодня занимается? Нет. Вероятно, что и в случае с оплатой за транзит и потенциальными претензиями Киева к «Газпрому» будет игнорирование, только на этот раз уже с российской стороны.
Илья Круглей