Posted 1 марта, 08:08
Published 1 марта, 08:08
Modified 1 марта, 08:13
Updated 1 марта, 08:13
Начало 2024 года ознаменовалось весьма непривычной для мирового газового рынка ситуацией. Спотовые поставки голубого топлива становятся более привлекательными по цене, чем газ по долгосрочным контрактам.
Как пишет Bloomberg, в этом году цены в Азии упали почти на 20%. Спотовые поставки СПГ дешевле поставок по долгосрочным контрактам с 10% привязкой к Brent впервые с 2021 года. Среди причин отмечается как мягкая зима и большие запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ).
В Старом Свете еврочиновники горделиво уверяют свое население в том, что ЕС приспособился к непростой ситуации на газовом рынке и проблемы высоких цен больше экономику региона не беспокоят. Так ли все замечательно у покупателей голубого топлива или все дело в снижении спроса в отдельных регионах мира?
Исполнительный зампред ЕК Марош Шефчович недавно заявил, что «предложения газа на рынке превосходят коллективный спрос, они превысили его почти в три раза». Он также добавил, что рынок теперь «поддерживает конкурентоспособность европейской промышленности и стабильные цены для потребителей ЕС».
Вот только есть одно «но». Крупнейший химический немецкий концерн BASF уходит из страны. Гиганты из других отраслей вроде Audi, BMW, Schaeffler, Siemens Energy, Aurubis все активнее переносят свои производства из Европы в США.
Вместе с переносом производства уходят и инвестиции. За 2023-й немецкие компании инвестировали в США $15,7 млрд. Для сравнения: год назад этот же показатель составлял $8,2 млрд, а в Китай компании из ФРГ вложили за 2023-й $5,9 млрд. У всех этих немецких компаний, по сути, одно и то же оправдание: в Старом Свете слишком дорогие энергоносители.
К этому еще стоит добавить тот факт, что потребление газа странами Евросоюза в 2023 году снизилось на 6% в годовом выражении. И это при том, что в 2022-м тоже было снижение — на 10% по сравнению с показателями 2021-го.
Выходит, заявления Мароша Шефчовича о «стабильных ценах для потребителей ЕС» — это попытка приписать объективный процесс на рынке (газ дорогой — его стабильно меньше покупают) как заслугу политики Еврокомиссии.
Впрочем, снижение объемов потребления газа отмечается и на других рынках. Речь идет об относительно медленном восстановлении спроса в Китае. Да, импорт СПГ в январе 2024-го у Поднебесной вырос на 30% по сравнению с январем 2023-го. Но при этом он все же был на 8% меньше, чем объем в январе 2021-го. Однако все это еще не значит, что мировое потребление газа будет неуклонно падать постоянно.
Как отметил в комментарии для «НиК» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, есть достаточно много прогнозов от больших и авторитетных международных организаций о спросе на газ. Даже ОПЕК и МЭА, которые в последние годы все чаще не согласны друг с другом, говорят о том, что спрос на голубое топливо будет расти. Да, есть разночтения в динамике, в том когда именно этот спрос будет более сильным, а когда ослабнет. Но в конечном счете, если говорить о перспективе хотя бы на 10 лет, спрос, по прогнозам всех организаций, будет увеличиваться.
«Все понимают, что точкой роста будет точно не Европа, а Азия. Есть различные споры по поводу Африки, но там своя специфика. Население растет, но у него нет денег для этого газа. Есть запасы, но нужно налаживать добычу. Вполне вероятно, что если газодобыча все же станет активно развиваться, то большая часть в итоге будет уходить на внутренний рынок самой же Африки.
Нынешняя ситуация, когда спотовый СПГ для Азии привлекательнее, чем газ по долгосрочным контрактам, — это ситуативные колебания, а не устойчивая тенденция. Другой вопрос, что европейский рынок потребляет все меньше из-за политических установок. Там даже готовы мириться с зависимостью от производства солнечных батарей в Китае, лишь бы повышать роль ВИЭ в своей энергетике. Но проблема в том, что „зеленую“ генерацию нужно в любом случае чем-то страховать, а газ — это наиболее удобный вариант»,
— объясняет эксперт.
Сергей Правосудов напомнил, что хранение энергии за счет аккумуляторов хоть и применяется, но слишком дорого обходится. Использование водорода для подстраховки солнечных батарей, когда неблагоприятная погода, — это тоже все еще дорогое удовольствие.
«Пока что ситуация с промышленностью в Европе выглядит крайне плохо. Но в определенный момент в регионе все же произойдет обратный разворот в сторону газа. В ЕС уже стали говорить о необходимости развития атомной энергетики, хотя еще пару лет назад экологи считали ее опасной для окружающей среды. Это же должно произойти и по отношению потребления газа.
Такие долгоиграющие тенденции в любом случае важнее нынешних колебаний на спотовом рынке. Высокая волатильность вообще теперь характерна для многих регионов. Посмотрите на США, где сейчас стоимость газа ниже, как пишут в СМИ, чем на внутреннем российском рынке. А ведь совсем недавно, когда были сильные морозы, цена в Америке была на крайне высоких отметках. Но все это ситуативные колебания, а не кардинальное снижение спроса на мировом рынке в долгосрочной перспективе»,
— поделился мнением эксперт.
Как отметил недавно гендиректор Vitol Рассел Харди, планируемый рост добычи природного газа в мире требует больше спроса. В Азии, Европе и США, несмотря на нынешние большие запасы в ПХГ, есть потенциал для роста этого спроса.
По состоянию на 26 февраля европейские ПХГ были заполнены на 63%, хотя средний за пять лет сезонный показатель — 47%. Это значит, что при благоприятной конъюнктуре на рынке европейские покупатели будут выбирать все больше спотового СПГ, который может оказаться дешевле газа в хранилищах.
Японии, если верить данным BloombergNEF, в этом году потребуется меньше спотового СПГ. Однако в стране никто не отменял планов (озвучены еще в 2022-м) по увеличению резервов для хранения СПГ, т. е. Токио, как только цены станут благоприятными, всегда будет наращивать закупки. Кстати, запасы СПГ, хранящиеся у японских энергетических компаний, увеличились на 3% (до 2,16 млн т) 25 февраля по сравнению с неделей ранее.
Китай, судя по прогнозам CNPC, увеличит импорт газа в этом году на 8,2%, до 179,1 млрд кубометров, в первую очередь потому, что покупатели воспользуются преимуществами дешевого СПГ.
Судя по всему, мир не станет потреблять меньше газа на постоянной основе. В некоторых регионах вроде Европы это в ближайшее время может и случится. Но на других рынках газ дешевеет на споте не из-за неотвратимого падения спроса, а из-за попыток покупателей адаптироваться к волатильности цен.
Илья Круглей