Posted 28 февраля, 12:01
Published 28 февраля, 12:01
Modified 28 февраля, 12:06
Updated 28 февраля, 12:06
В российских СМИ горячо обсуждается тема временного запрета экспорта бензина, который, если верить неназваным источникам, поддержал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Ограничение, по слухам, совпадает по времени с сезонным ростом спроса. Оно начнет действовать с 1 марта этого года и продлится 6 месяцев. Также в ряде СМИ говорится о том, что вводится и увеличенный норматив продаж дизеля на бирже — до 16%.
Важно отметить, что сигналы для топливного рынка, особенно в отношении бензина, в первые месяцы этого года поступают самые разные.
С одной стороны, цена АИ-92 и АИ-95 на бирже растет с 10 января, именно тогда появились первые сообщения о поломке одной из установок на нефтеперерабатывающем заводе ЛУКОЙЛа НОРСИ. В Минэнерго тогда заявили, что из-за внепланового ремонта установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ произошло снижение производства автомобильных бензинов.
С другой стороны, вице-премьер РФ Александр Новак в конце января сообщил, что ситуация на внутреннем рынке с обеспечением бензинами стабильная, причем даже несмотря на проблемы у Нижегородского завода, и что увеличение стоимости в оптовом сегменте не несет серьезных рисков.
Однако уже через месяц вице-премьер обратился к председателю правительства с предложением ввести временный запрет на экспорт бензина. Главный аргумент для такой инициативы — на внутреннем рынке России вскоре начнется повышенный спрос на бензин из-за весенних полевых работ, а также планового ремонта ряда НПЗ.
Параллельно с этим, 20 февраля, от министра энергетики Николая Шульгинова прозвучали почти противоположные тезисы. По его словам, рынок нефтепродуктов в РФ сбалансирован.
«В целом с начала года производство бензина класса 5 немножко снизилось — на 1,8%, мы увеличили производство бензина класса 5 на других заводах и сбалансировали спрос и предложение уже снижением экспорта»,
— заявил тогда Николай Шульгинов.
При всех этих заявлениях и попытках сбалансировать или успокоить рынок, стоимость топлива в стране последовательно растет. Цена АИ-92 и АИ-95 и летнего ДТ с начала года на бирже выросла почти на 8-25%, хотя в оптовом звене, надо признать, рост явно меньше — 1,6-6% (дизель даже дешевел).
Если верить данным, что премьер-министр все же одобрил запрет экспорта бензина, проблема дисбаланса спроса-предложения топлива на рынке, которая грозит дальнейшим ростом цен, все же присутствует. Возможно, не критическая. Иначе не было бы исключения временного запрета на экспорт, суть которого — поставки бензина разрешено продолжить в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. Однако риск увеличения стоимости бензина все же есть, поскольку в последний раз когда такая мера применялась (в сентябре 2023-го), его цена тоже неуклонно росла, более того, в ряде южных регионов РФ сельхозпроизводители столкнулись с дефицитом топлива.
Отвечая на вопрос, почему такой запрет готовится именно сейчас, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал «НиК», что власти РФ в течение последнего месяца, наблюдая за ситуацией, пришли к выводу, что на рынке может возникнуть нехватка бензина, что может подбросить цены вверх. Все-таки ощутимую роль сыграла авария на Нижегородском НПЗ, и, если не вмешаться, тенденция с дисбалансом спроса-предложения приведет к росту стоимости. Очевидно, этого не хотелось бы допустить, да еще и в преддверии выборов.
«Для России это не является критичным фактором, причем ни с точки зрения наполнения бюджета, ни с точки зрения экспорта нефтепродуктов. Во-первых, мы продолжим экспортировать бензин в ЕАЭС и ряд других соседних РФ стран, т. е. многие контракты остаются в силе.
Во-вторых, продажа бензина за рубеж не идет в тех же объемах, что темных нефтепродуктов или дизельного топлива. Вот если бы остановился его экспорт, последствия были бы серьезные. Осенью 2023-го была такая попытка. Она продлилась всего 2 недели, после чего меру пришлось отменять из-за угрозы затоваривания внутреннего рынка и переполнения дизелем нефтебаз.
РФ потребляет почти 90% бензина, который ею производится, поэтому для общего экспорта нефтепродуктов его запрет не сыграл критической роли. Зато это четкий сигнал для рынка, чтобы на нем остановился рост цен»,
— объяснил эксперт.
Что касается топливного демпфера в этой ситуации, то Алексей Громов отметил, что раз объемы, которые попадают под запрет, на внешнем рынке не окажутся, значит, и демпфер для тех, кто их произвел, выплачиваться не будет.
«Прямой связи между запретом на экспорт бензина и корректировкой демпфера или какими-либо дополнительными инновациями в этом направлении я не вижу»,
— заключил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
Стоит добавить, что с ограничениями относительно дизеля в правительстве действуют более осторожно. Никто не предложил вообще прекратить его поставки в другие страны. Есть лишь инициатива по принуждению интенсифицировать торговлю ДТ внутри РФ. Как заявил Новак, соотношение объемов производства и потребления ДТ в России дает возможность нарастить минимальные объемы продаж на биржевых торгах до 16% от объема производства (для сравнения, сейчас норматив 13% по бензинам и 9,5% — по ДТ).
Очевидно, что при нынешней ситуации на рынке топлива в РФ работы привычных регуляторных механизмов, вроде того же демпфера, явно недостаточно. Всего за полгода правительство РФ уже дважды прибегает к запрету экспорта того или иного вида топлива. Безусловно, в последний год действует ряд факторов, которые нельзя назвать типичными для рынка РФ: атаки украинских БПЛА на ряд НПЗ; отказ иностранных компаний поставлять оборудование для ремонта нефтеперерабатывающих заводов вроде Нижегородского; усиливающиеся санкции. Однако не появилось никаких принципиально новых механизмов, цель которых — сдерживать топливные цены.
Не исключено, что в таких условиях и при существовании все те же регулирующих инструментов, временные запреты на экспорт, а затем и их отмена через определенный срок, станут для России чем-то сезонным.
Илья Круглей