Posted 27 февраля, 10:21
Published 27 февраля, 10:21
Modified 27 февраля, 11:41
Updated 27 февраля, 11:41
Отъем российского имущества, особенно того, что связано с нефтегазовым сектором, в Европе и США считается в последнее два года уже хорошим тоном, который должна соблюдать любая уважающая себя страна «справедливого и демократичного» Запада.
Безусловно, сегодня масштабы уже не такие, как весной 2022-го. Тогда Германия, задавая всем тон, решила отобрать активы НПЗ на своей территории, которые принадлежали «Роснефти». Предприятия Rosneft Deutschland GmbH (RDG) и RN Refining & Marketing GmbH (RNRM) передали в доверительное управление Федерального сетевого агентства. Позже были истории с отъемом имущества «Газпрома» в Польше и Германии, и в ФРГ-то «дочку» «Газпрома» национализировали, в отличие от структур «Роснефти». Также была блокировка активов в ряде других стран, которые затронули ряд компаний из РФ. Сегодня этот процесс, хоть он и имеет меньшие масштабы, все еще продолжается.
Среди новых инициатив в плане рестрикций Вашингтона и его партнеров против нефтегаза РФ следует особо выделить внесение руководством США в список блокирующих санкций компанию «Совкомфлот». Еще в феврале 2022-го Белый дом ограничил возможность компании привлекать долговое и акционерное финансирование, а теперь решил повысить ставки.
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США, по сути, выдало «черную метку» 14 танкерам «Совкомфлота», ведь если американские лица будут с ними работать, то попадут под вторичные санкции.
В целом, эта российская компания уже давно находится под ударом со стороны США, Европы и Великобритании.
Еще в марте 2022-го она попала в санкционный список Великобритании и Евросоюза — европейцам с СКФ запрещены любые транзакции. В 2023 году Брюссель и Лондон внесли в санкционные списки компанию Sun Ship Management, которую в Британии назвали аффилированной с «Совкомфлотом». История продолжилась в декабре 2023-го, когда Великобритания включила в список новую дубайскую структуру Oil Tankers SCF Mgmt FZCO, которая якобы получила в управление десятки судов, подконтрольных «Совкомфлоту». В феврале 2024-го года эту компанию добавил в свой список рестрикций и Минфин США.
По мнению замдиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, это вполне ожидаемая от Запада стратегия. США и их партнеры сейчас стараются аккуратно давить на отдельные компании без избыточных заявлений, чтобы не всполошить рынок нефти и чтобы с него не пропало российское черное золото. Когда в марте 2022-го руководство Великобритании и Соединенных Штатов делало громкие заявления в стиле «мы сейчас всю российскую нефть под эмбарго пустим!», произошел панический рост цен. Сегодня это никому на Западе не нужно, особенно перед президентскими выборами в США.
«Проблема в том, что проводя столь аккуратную политику ужесточения санкций, когда танкеры „Совкомфлота“ под запретом, но при этом никто ни у кого их не отбирает, трудно говорить об успешности рестрикций, как таковых. Необходимость для Запада сохранять объемы российской нефти на мировом рынке и одновременно с этим ограничивать доходы нефтегаза РФ делает саму суть выбранной тактики полумер неэффективной.
Да, мы видели, как этой зимой ряд танкеров не заходил в индийские порты. Из-за этого западные СМИ радовались якобы тому, что рестрикции наконец-то сработали. Но в итоге суда все равно направились на отгрузку товара, причем не только в китайские морские гавани, но и в индийские. Такая санкционная политика в дальнейшем будет просто провоцировать дальнейший поиск обходных путей.
Все это лишний раз только подталкивает к развитию собственной экосистемы морских перевозок, которая включает в себя не только непосредственно танкерный флот, но и страхование, брокерские и финансовые услуги»,
— заявил эксперт.
Историю с национализацией руководством Германии компании Gazprom Germania, которую потом переименовали в SEFE, можно считать законченной. С натягом то же самое можно говорить и про активы «Роснефти» в ряде НПЗ: PCK Raffinerie; MiRO GmbH& Co; BAYERNOIL Raffineriegesellschaft. Вряд ли стоит надеяться и на то, что правительство Польши вдруг вернет «Газпрому» его активы в EuRoPol Gaz (владел частью газопровода «Ямал-Европа»). Это же касается и имущества НОВАТЭКа в восточноевропейской стране (Novatek Green Energy владеет внушительной газотранспортной инфраструктурой в Польше). Все это, к сожалению для российских компаний, уже вопрос на Западе решенный.
Однако сегодня, в отличие от вышеописанных историй, начавшихся в 2022 году, есть случай, когда России все-таки удается компенсировать потерю имущества или финансов в нефтегазовой отрасли из-за санкций Запада. Яркий тому пример — история с активами Linde, которая своими действиями нанесла ущерб компаниям из РФ.
«РусХимАльянс» — СП «Газпрома» и газового оператора «РусГазДобыча» — в 2021 году подписало контракт на проектирование, закупки и строительство стоимостью €5,9 млрд с консорциумом Linde и турецкой Renaissance Heavy Industries на строительство крупного газоперерабатывающего завода рядом с портом в Усть-Луге. В 2022-м Linde, оправдываясь соблюдением санкций, остановила строительные работы. И это при том, что она уже взяла у «РусХимАльянса» предоплату в €1,08 млрд за услуги и материалы.
Итог — в феврале этого года арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановил взыскать с компаний немецкой группы Linde порядка 114 млрд рублей в пользу «РусХимАльянса». Причина — невыполнение иностранной компании обязательств по строительству газоперерабатывающего завода.
При этом Москва настаивает на том, что немецкая компания, возможно, все еще будет должна сотни миллионов российскому оператору по производству СПГ после того, как ее активы будут проданы на ликвидационных аукционах. Более того, 20 февраля суд постановил взыскать с Linde задолженность в размере €692,9 млн в рублях и 44,5 млрд руб. — в виде убытков и процентов. Проще говоря, то, что немецкий концерн забрал у российской стороны, последняя намерена компенсировать.
Илья Круглей