Posted 20 февраля, 13:25

Published 20 февраля, 13:25

Modified 20 февраля, 14:07

Updated 20 февраля, 14:07

НПЗ в Туапсе и Кстово оставят Европу без дизеля

20 февраля 2024, 13:25
Из-за внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах в Кстово и Туапсе экспорт может существенно сократиться, хотя «Нижегороднефтеоргсинтез» даже не ориентирован на вывоз ГСМ за рубеж
Сюжет
НПЗ

На ремонт кстовского НПЗ НОРСИ ЛУКОЙЛа в Нижегородской области, а также Туапсинского завода в Краснодарском крае потребуется несколько месяцев, сообщил глава Минэнерго Николай Шульгинов.

Эти два предприятия входят в десятку крупнейших в РФ. Кстовский завод мощностью 17 млн т в год является важным поставщиком ГСМ в московский регион. На нем вышла из строя установка каталитического крекинга из-за поломки детали компрессора. Поскольку оборудование на заводе западное, то и детали должны быть поставлены из недружественных стран, но это запрещено санкциями.

Туапсинский НПЗ, который подвергся атаке дронов 25 января, по словам Шульгинова, будут ремонтировать не менее трех месяцев. Но это не отразится на снабжении ГСМ внутреннего рынка, поскольку почти вся продукция этого завода поставляется на экспорт.

Однако, как отмечают аналитики, это может самым непосредственным образом ударить по Евросоюзу. Дело в том, что сейчас Россия на 4% сократила выпуск ГСМ — до 747,9 тысячи т. Для внутреннего рынка этого хватит, но экспорт в Турцию, очевидно, сократится. А поскольку Анкара также отвечает за снабжение европейского рынка нефтепродуктами, теперь его будет поставляться в Старый Свет гораздо меньше.

Для ЕС это может быть критично, так как блок ранее полагался на импорт ГСМ из Индии, но он сокращается на фоне закрытия Красного моря для судоходства. Теперь будет прикрыта и «турецкая лазейка» снабжения европейских стран дизелем и бензином. До весны дефицита никто не заметит, но вот с наступлением активных полевых работ ситуация может сильно измениться.