Премия за баррель дизельного топлива к сырой нефти в ЕС достигла самой высокой отметки с 2012 года. Контракты на поставки дизеля в текущем месяце гораздо дороже декабря прошлого года, пишет Bloomberg.
Напряженность на рынке дизельного топлива в Европе в немалой степени связывают с санкциями, которые отрезали морские поставки дизельного топлива из России. К этому добавились плановые ремонтные работы на европейских НПЗ и снижение объемов переработки нефти из-за ограничения добычи странами ОПЕК+.
Аналитики компании Wood Mackenzie наблюдают, что поставки дизеля сейчас намного дороже, чем поставки в конце 2023 года, что свидетельствует о дефиците на топливном рынке ЕС. Данные Vortexa показывают, что поставки дизеля из Индии и с Ближнего Востока остаются на прежнем уровне, но стали дороже из-за изменения маршрутов доставки: суда идут вокруг Африки, в обход Красного моря. Тем не менее продолжаются поставки в ЕС из Турции и США.
Кроме того, в феврале на ремонты «выпадет» 440 тыс. б/с перерабатывающих мощностей в Европе. Это на 110 тыс. б/с меньше, чем годом ранее, однако все равно существенно.
Но самое неприятное, пишет Bloomberg, — это атаки дронов на российские НПЗ. Напомним, ввоз ДТ, как и других нефтепродуктов и нефти, в Евросоюз запрещен. Но, вероятно, если Россия существенно снизит экспорт ДТ, то объемы, предназначенные европейцам уйдут на другие рынки. Впрочем, спешим успокоить аналитиков Bloomberg: в правительстве РФ видят насыщенность рынка топливом и вводить запреты на экспорт не собираются (даже после атак на заводы в Усть-Луге, Туапсе и поломку на НПЗ в Кстово).
WoodMac прогнозирует снижение запасов ДТ в Европе до 235,3 млн баррелей в марте, затем начнется рост: 237 млн баррелей в апреле и 243,1 млн баррелей в мае. Динамика согласуется с историческими данными по ЕС и Великобритании, которые предоставляет JODI.
Спрос на дизельное топливо в странах ЕС и ОЭСР составит более 6 млн баррелей в сутки, опережая спрос на бензин.