Год после эмбарго ЕС на российское топливо: кому больнее?

7 февраля, 15:48
Для кого запрет поставок российского топлива спустя год оказался более болезненным — для России или для стран Европы

Прошел год с момента как 5 февраля 2023 года вступило в силу решение стран ЕС и G7 об эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из России. И как будто этого запрета было недостаточно — ЕС и G7 ввели «потолок цен» для продуктов нефтепереработки из РФ, правда, уже для третьих стран. Для топлива, торгуемого с премией к нефти (бензин и дизель) он составил $100 за баррель, а для того, что торгуется со скидкой для нефти (мазут) — $45.

Как эти санкции в итоге отразились на продавце и покупателе? Кто за прошедший год больше потерял, кто лучше адаптировался, а кто на этом заработал?

Что изменилось на рынке

Доля российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафты и мазута) в импорте ЕС традиционно составляла около 40%. Для самой РФ европейский рынок тоже всегда был важнейшей составляющей в экспорте нефтепродуктов. Если верить МЭА, то их поставка в 2022-м — около 2,8 млн б/с, из которых почти 1,2 млн б/с приходилось именно на страны Евросоюза.

Однако санкции были введены только в отношении нефтепродуктов чисто российского производства. К примеру, индийское топливо и другие продукты переработки нефти, в том числе российской, Евросоюз в 2023 году закупал без проблем, причем много. Только за 9 месяцев ЕС импортировал из Индии 7,9 млн т нефтепродуктов. Это в 2,5 раз больше уровня 2022-го и в 3,3 раза больше, чем за 2021-й.

Сделало ли это бензин или дизель в Европе дешевле? Нет. Если сравнивать со средней ценой бензина в ЕС до начала СВО России на Украине, то цена даже немного увеличилась. Если же сравнивать стоимость в феврале 2023-го и нынешнего дня, то цена почти такая же. То есть говорить, что в Европе случился коллапс рынка топлива без поставок нефтепродуктов напрямую из РФ, не приходится.

В России нефтепереработка тоже не прекратила свое существование. Более того, как заявил в конце января 2024-го вице-премьер России Александр Новак, по итогам 2023-го переработка нефти в стране выросла на 1,1%, до 275 млн т. Что касается экспорта, то он, как и в случае с продажей нефти, адаптировался к ситуации.

Если верить прогнозам, озвученным Минэкономики еще в ноябре, то по итогам 2023-го экспорт нефтепродуктов из РФ увеличится до 128 млн т (+0,5% по отношению к 2022 году). При этом поставки нефтепродуктов из РФ, в отличие от нефти, которая преимущественно направилась на Восток, увеличились на самых необычных направлениях. К примеру, в 2023-м экспорт ДТ в Бразилию вырос примерно в 60 раз по сравнению с 2022-м, до 6,1 млн т (примерно 13% от всего импорта РФ).

Кому больнее?

За минувший год Европа нашла альтернативных поставщиков, включая перекупщиков российского топлива на Ближнем Востоке и Азии, а также производителей бензина и дизеля из нефти РФ. Россия, в свою очередь, нашла новые рынки сбыта, позволив сохранить привычный для себя объем производства нефтепродуктов на собственной территории.

Впрочем, было бы неправильно говорить, что подобные сдвиги в торговле топливом не отразились на обеих сторонах. Если верить данным МЭА, опубликованным уже в 2024 году, то по итогам 2023-го, несмотря на прогнозы Минэкономики РФ, экспорт нефтепродуктов из России на фоне санкций все же снизился — с 2,9 млн б/с в 2021–2022 гг. до 2,7 млн б/с в 2023 году. Правда, по производству это вовсе не ударило. Напротив, внутри РФ увеличился выпуск нефтепродуктов. Об этом свидетельствуют данные Росстата:

  • производство кокса и нефтепродуктов в 2023-м увеличилось на 2,6% по отношению к 2022 году;
  • выпуск бензина увеличился на 3,9% (44 млн т);
  • производство ДТ выросло на 4,1% (88 млн т);
  • пропана и бутана — на 11,3% (18 млн т);
  • топочного мазута — на 3,4% (43 млн т).

По итогам 2023-го «Транснефть» довольно серьезно увеличила объемы транспортировки нефтепродуктов — с 39 млн до 43,3 млн т (на 10,9%), а поставки на внутренний рынок РФ увеличились до 14,6 млн т, что выше 2022-го на 8%.

Что же касается Европы, то в определенной мере для нее последствия оказались более болезненными. Более подробно об этом рассказала для «НиК» гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

«Эмбарго на нефтепродукты оказало негативное влияние прежде всего на страны Евросоюза, так как снижение импорта продукции российского происхождения увеличило затраты на транспортировку и в целом повлияло на рост энергозатрат в странах Европы.
Кроме того, риски стали предостережением достигнутой ранее эффективности прямых сделок. Эмбарго также стало драйвером перевода расчетов по торговым операциям в национальные валюты, что привело к сокращению оборота доллара и евро в торговле энергоносителей. При этом цель коллективного Запада по обвальному падению нефтегазовых доходов бюджета не была достигнута: снижение по итогам 2023 года составило лишь 24%»,

 — объяснила эксперт.

По мнению Тамары Сафоновой, бенефициарами европейского эмбарго стали дружественные и нейтральные для России страны, которые увеличили закупку нефти и нефтепродуктов и, по сути, сформировали в своих портах мощные распределительные хабы. Также результатом эмбарго стало создание множества новых посреднических трейдинговых, логистических и страховых компаний в мире, создающих добавленную стоимость на торговых операциях с российскими энергоресурсами.

«Если дисконт на российскую нефть Urals в первом полугодии достигал 50% от стоимости эталонной нефти Brent, то цен на российские нефтепродукты такое значимое дисконтирование не коснулось, а реализация нефтепродуктов на экспорт характеризовалась более высокой эффективностью продаж»,

— резюмировала гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА».

В сухом остатке мы имеем следующее. Эмбарго на поставки морским путем российских нефтепродуктов не создало какой-то серьезной проблемы для нефтепереработки в РФ, которая в итоге даже показала рост производительности. Вот бюджет страны действительно недополучил определенную сумму. Однако на снижение нефтегазовых доходов бюджета РФ на 24% повлияло не только уменьшение экспорта нефтепродуктов (почти на 200 тыс. т), но и общая ситуация с ценами на нефть и топливо на мировом рынке. При этом европейские компании де-факто вынуждены платить за нефтепродукты большую стоимость — хотя бы в силу более длинного логистического плеча.

#Рынки #Экспорт #Санкции против России #Спецпроекты #ЕС #Экономика #Эмбарго #Экспорт нефтепродуктов #Илья Круглей #Потолок цен нефтепродукты
Подпишитесь