Posted 7 февраля, 12:48

Published 7 февраля, 12:48

Modified 7 февраля, 12:50

Updated 7 февраля, 12:50

Результаты после года эмбарго ЕС на российское топливо показали потери для всех

Год после эмбарго ЕС на российское топливо: кому больнее?

7 февраля 2024, 12:48
Результаты после года эмбарго ЕС на российское топливо показали потери для всех

Кто потерял больше от эмбарго ЕС на российское топливо, рассказала эксперт

Для кого запрет поставок российского топлива спустя год оказался более болезненным — для России или для стран Европы

Прошел год с момента как 5 февраля 2023 года вступило в силу решение стран ЕС и G7 об эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из России. И как будто этого запрета было недостаточно — ЕС и G7 ввели «потолок цен» для продуктов нефтепереработки из РФ, правда, уже для третьих стран. Для топлива, торгуемого с премией к нефти (бензин и дизель) он составил $100 за баррель, а для того, что торгуется со скидкой для нефти (мазут) — $45.

Как эти санкции в итоге отразились на продавце и покупателе? Кто за прошедший год больше потерял, кто лучше адаптировался, а кто на этом заработал?

Что изменилось на рынке

Доля российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафты и мазута) в импорте ЕС традиционно составляла около 40%. Для самой РФ европейский рынок тоже всегда был важнейшей составляющей в экспорте нефтепродуктов. Если верить МЭА, то их поставка в 2022-м — около 2,8 млн б/с, из которых почти 1,2 млн б/с приходилось именно на страны Евросоюза.

Однако санкции были введены только в отношении нефтепродуктов чисто российского производства. К примеру, индийское топливо и другие продукты переработки нефти, в том числе российской, Евросоюз в 2023 году закупал без проблем, причем много. Только за 9 месяцев ЕС импортировал из Индии 7,9 млн т нефтепродуктов. Это в 2,5 раз больше уровня 2022-го и в 3,3 раза больше, чем за 2021-й.

Сделало ли это бензин или дизель в Европе дешевле? Нет. Если сравнивать со средней ценой бензина в ЕС до начала СВО России на Украине, то цена даже немного увеличилась. Если же сравнивать стоимость в феврале 2023-го и нынешнего дня, то цена почти такая же. То есть говорить, что в Европе случился коллапс рынка топлива без поставок нефтепродуктов напрямую из РФ, не приходится.

В России нефтепереработка тоже не прекратила свое существование. Более того, как заявил в конце января 2024-го вице-премьер России Александр Новак, по итогам 2023-го переработка нефти в стране выросла на 1,1%, до 275 млн т. Что касается экспорта, то он, как и в случае с продажей нефти, адаптировался к ситуации.

Если верить прогнозам, озвученным Минэкономики еще в ноябре, то по итогам 2023-го экспорт нефтепродуктов из РФ увеличится до 128 млн т (+0,5% по отношению к 2022 году). При этом поставки нефтепродуктов из РФ, в отличие от нефти, которая преимущественно направилась на Восток, увеличились на самых необычных направлениях. К примеру, в 2023-м экспорт ДТ в Бразилию вырос примерно в 60 раз по сравнению с 2022-м, до 6,1 млн т (примерно 13% от всего импорта РФ).

Кому больнее?

За минувший год Европа нашла альтернативных поставщиков, включая перекупщиков российского топлива на Ближнем Востоке и Азии, а также производителей бензина и дизеля из нефти РФ. Россия, в свою очередь, нашла новые рынки сбыта, позволив сохранить привычный для себя объем производства нефтепродуктов на собственной территории.

Впрочем, было бы неправильно говорить, что подобные сдвиги в торговле топливом не отразились на обеих сторонах. Если верить данным МЭА, опубликованным уже в 2024 году, то по итогам 2023-го, несмотря на прогнозы Минэкономики РФ, экспорт нефтепродуктов из России на фоне санкций все же снизился — с 2,9 млн б/с в 2021–2022 гг. до 2,7 млн б/с в 2023 году. Правда, по производству это вовсе не ударило. Напротив, внутри РФ увеличился выпуск нефтепродуктов. Об этом свидетельствуют данные Росстата:

  • производство кокса и нефтепродуктов в 2023-м увеличилось на 2,6% по отношению к 2022 году;
  • выпуск бензина увеличился на 3,9% (44 млн т);
  • производство ДТ выросло на 4,1% (88 млн т);
  • пропана и бутана — на 11,3% (18 млн т);
  • топочного мазута — на 3,4% (43 млн т).

По итогам 2023-го «Транснефть» довольно серьезно увеличила объемы транспортировки нефтепродуктов — с 39 млн до 43,3 млн т (на 10,9%), а поставки на внутренний рынок РФ увеличились до 14,6 млн т, что выше 2022-го на 8%.

Что же касается Европы, то в определенной мере для нее последствия оказались более болезненными. Более подробно об этом рассказала для «НиК» гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

«Эмбарго на нефтепродукты оказало негативное влияние прежде всего на страны Евросоюза, так как снижение импорта продукции российского происхождения увеличило затраты на транспортировку и в целом повлияло на рост энергозатрат в странах Европы.
Кроме того, риски стали предостережением достигнутой ранее эффективности прямых сделок. Эмбарго также стало драйвером перевода расчетов по торговым операциям в национальные валюты, что привело к сокращению оборота доллара и евро в торговле энергоносителей. При этом цель коллективного Запада по обвальному падению нефтегазовых доходов бюджета не была достигнута: снижение по итогам 2023 года составило лишь 24%»,

 — объяснила эксперт.

По мнению Тамары Сафоновой, бенефициарами европейского эмбарго стали дружественные и нейтральные для России страны, которые увеличили закупку нефти и нефтепродуктов и, по сути, сформировали в своих портах мощные распределительные хабы. Также результатом эмбарго стало создание множества новых посреднических трейдинговых, логистических и страховых компаний в мире, создающих добавленную стоимость на торговых операциях с российскими энергоресурсами.

«Если дисконт на российскую нефть Urals в первом полугодии достигал 50% от стоимости эталонной нефти Brent, то цен на российские нефтепродукты такое значимое дисконтирование не коснулось, а реализация нефтепродуктов на экспорт характеризовалась более высокой эффективностью продаж»,

— резюмировала гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА».

В сухом остатке мы имеем следующее. Эмбарго на поставки морским путем российских нефтепродуктов не создало какой-то серьезной проблемы для нефтепереработки в РФ, которая в итоге даже показала рост производительности. Вот бюджет страны действительно недополучил определенную сумму. Однако на снижение нефтегазовых доходов бюджета РФ на 24% повлияло не только уменьшение экспорта нефтепродуктов (почти на 200 тыс. т), но и общая ситуация с ценами на нефть и топливо на мировом рынке. При этом европейские компании де-факто вынуждены платить за нефтепродукты большую стоимость — хотя бы в силу более длинного логистического плеча.