Официально США хотят проверить, будут ли их союзники потреблять столько газа, сколько планировали, не повредит ли экспорт национальной безопасности и удовлетворяют ли намерения целям климатической повестки.
Эксперты подозревают, что решение призвано привлечь новый электорат и будет отменено сразу после президентских выборов в ноябре, но может привести к росту цен и изменению позиции основного покупателя американского СПГ — Европы — о надежности газа как ресурса и США как поставщика.
Белый дом, намеревавшийся спасти Европу от энергетического голода, объявил о решении приостановить рассмотрение выдачи разрешений на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в страны, с которыми у США не заключены соглашения о свободной торговле. Заключивших такое соглашение стран — 14, и только одна из них является крупным потребителем СПГ — Южная Корея.
Как заявил Джо Байден, такой шаг обусловлен ситуацией с климатическими изменениями, которые «представляют собой экзистенциальную угрозу нашего времени».
«В течение этого периода мы намерены внимательно отслеживать влияние экспорта СПГ на стоимость энергоносителей, энергетическую безопасность США и окружающую среду»,
— добавил президент США.
В 2018 году США экспортировали 4 млрд куб футов газа в сутки, сейчас — 14 млрд куб. футов газа в сутки (около 145 млрд куб. м газа, или 107 млн т СПГ в год, что составляет четверть мирового рынка), уже строятся мощности по производству 12 млрд куб. футов в сутки, и разрешено строительство на 48 млрд куб. футов газа.
В интервью CNBC глава Минэнерго США Дженнифер Грэнхольм, чье ведомство и выдает разрешения на экспорт, дала более четкие объяснения. По ее словам, приостановка продлится «несколько месяцев», в течение которых «нужно оценить эффект на национальную безопасность, на внешнюю политику, на наших союзников, будут ли они иметь доступ к необходимой им энергии, эффект на цену внутри США и влияние на климат».
По словам журналистов CNBC, защитники климата пьют шампанское. Но некоторые скептики говорят, что выдача разрешений возобновится с 5 ноября (президентские выборы в США), а сейчас позволит привлечь молодых избирателей, радеющих за борьбу с изменениями климата, что это чистая политика.
Кроме того, непонятно, почему нельзя продолжать рассматривать разрешения, не делая паузу, спросили журналисты.
«В очереди 13 проектов. Эти проекты насчитывают еще 12 млрд куб. футов газа в сутки. Это не коснется проектов, которые уже строятся или экспортируют СПГ»,
— лишь ответила министр.
Сейчас США являются крупнейшими экспортерами СПГ в мире, и в 2022 году почти 60% экспорта пришлось на Европу, которая практически перестала получать российский газ.
США остаются привержены поддержке своих союзников, однако хотят уточнить, точно ли они планируют потреблять столько газа, сколько заявляли.
«Наши союзники приняли свои обязательства по снижению зависимости от природного газа. Мы уже авторизовали количество проектов, достаточное для удовлетворения мирового спроса (…) По старым моделям, к 2050 году спрос достигнет 52 млрд куб. футов в сутки (около 500 млн т СПГ — прим. „НиК“). Если это все еще так, мы обеспечим СПГ весь мир»,
— сказала Грэнхольм.
«Для нас важно посмотреть, почему все эти страны говорят, что хотят уйти от ископаемых видов топлива — конечно, из-за климатических изменений, и как мы оцениваем, какой будет их спрос на газ — будет ли их спрос на газ таким же»,
— добавила она.
По законам рынка спрос зависит от цены. Слишком быстрый переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в 2021 году вызвал ажиотажный рост цен на газ и, наоборот, уход к самому грязному, но дешевому энергоносителю — углю.
Решение Байдена в Европе было воспринято сдержанно: было лишь сказано, что европейские союзники знали о таком решении. Однако в прессе начали звучать мнения, что Европа слишком понадеялась на своего партнера.
Так, агентство Bloomberg выпустило статью с заголовком «Зависимая от газа Европа меняет один энергетический риск на другой», где напомнило предостережение министра финансов Франции Брюно ле Мэра, что США стали доминировать в Европе, которая увеличивает свою зависимость от американского СПГ, сделанное в октябре 2022 года.
«Мы не должны позволить конфликту на Украине привести к экономическому доминированию США и ослаблению Европы. Мы не можем позволить, чтобы американский партнер продавал свой СПГ по цене в 4 раза дороже, чем он продает своим компаниям»,
— сказал министр, призвав к более сбалансированным экономическим отношениям по энергетическим вопросам между США и Европой.
Согласно публикации, промышленные гиганты Германии, крупнейшей экономики Европы, сокращают рабочие места и инвестируют в производственные активы в США. По словам управляющего директора консалтинговой компании Accenture Огана Козе, когда дешевый российский газ поступал в Европу, имело смысл держать химический завод рядом с источником спроса, поскольку это было выгодно. Теперь, когда импортируется более дорогой СПГ, «перевод этих заводов на дешевые источники природного газа имеет больше смысла», приводит его комментарий Bloomberg.
На конференции ООН по изменению климата СОР28 газ был признан переходным видом топлива, что позволяет оценивать перспективы роста спроса на него, как позитивные. Поэтому встает вопрос о конкурентоспособности товаров, производимых из газа, например, удобрений, а также электроэнергии, не говоря уже о водороде, который возведен на пьедестал энергоносителя будущего — его также можно производить из газа экологичным способом.
Как говорит главный аналитик по газу в Wood Mackenzie Марк Бонони, одной из причин решения Байдена стало лобби промышленности: после недавнего скачка цен на газ крупные промышленные потребители в США выступили против дополнительных разрешений на экспорт, опасаясь влияния на внутренние цены на сырье. Так, в январе из-за морозов в США резко вырос спрос на газ, цены подскочили в 4 раза — до $12-13 за миллион британских тепловых единиц (MMBTU), то есть около $430 за тысячу кубометров, что почти соответствовало цене в Европе. В результате экспортеры СПГ отменили несколько поставок и перенаправили газ на внутренний рынок.
По словам Грэнхольм, поскольку решение касается и вопросов национальной безопасности, то Минэнерго будет советоваться и с Министерством обороны.
Отдельно Грэнхольм заметила, что США многому научились относительно утечек метана во время транспортировки и на скважине и намерены вовлечь другие страны в обязательства по сокращению выбросов метана.
Как говорит Бонони, несмотря на то, что газ при сжигании производит примерно на 50% меньше выбросов СО2, чем уголь, ученые-климатологи подняли вопросы о том, сколько метана утекает в цепочке создания стоимости СПГ и как это влияет на выбросы от СПГ во всем мире.
«Некоторые утверждают, что увеличение производства СПГ противоречит политическим амбициям Байдена по сокращению выбросов парниковых газов внутри страны и во всем мире»,
— говорит он.
Многие представители отрасли заявляли, что углеродный след при транспортировке СПГ из США в Европу в несколько раз выше, чем при поставке трубопроводного газа из России.
По оценке WoodMac, длительная пауза будет иметь долгосрочные последствия для мирового рынка СПГ. Аналитики отмечают, что США и Катар больше всего инвестировали в СПГ-заводы. Россия, по их мнению, не сможет составить существенную конкуренцию, а перспективы Мозамбика все еще туманны, поэтому «у покупателей СПГ будет ограниченная возможность диверсифицировать поставки».
Не будем забывать, что ближайший по запуску СПГ-проект в России — «Арктик СПГ 2» — США публично пообещали задушить и в ноябре ввели против оператора проекта санкции. Аналитики пока не комментируют ситуацию вокруг проекта, но российские власти полны уверенности, что проект запустится в заявленные сроки.
По словам старшего консультанта компании «Имплемента» Ивана Тимонина, приостановка выдачи новых лицензий в США с высокой вероятностью приведет к задержке ввода ряда заявленных американских проектов, в отношении которых еще не было принято инвестиционного решения, в особенности тех, которые ориентировались на запуск поставок на горизонте ближайших лет (2026–2027 гг.).
Среди таких активов он перечислил планируемые расширения заводов Cameron LNG и Freeport LNG, а также проектов Commonwealth LNG, CP2 LNG, Delfin LNG и Lake Charles.
«В их случае можно говорить о вероятной задержке ввода по меньшей мере на один год относительно ранее заявленных сроков, при этом их общая мощность превышает 60 млн т в год — весьма существенный для мирового рынка объем. На прочие заявленные американские активы решение, вероятно, не окажет существенного влияния, поскольку на сегодняшний день они являются менее проработанными и изначально планировали запуск в более поздние даты»,
— считает он.
Тимонин полагает, что эти задержки не приведут к формированию на рынке дефицита, а, скорее, лишь сгладят величину ожидаемого избытка предложения: только на стадии строительства на сегодняшний день находятся активы общей мощностью более чем в 200 млн т, чего будет достаточно для обеспечения нужд мирового рынка по меньшей мере до 2030 года.
«Почти половина данного прироста будет обеспечена вводами в Северной Америке, иными словами — даже без принятия новых инвестрешений США существенно укрепят свои позиции в качестве крупнейшего экспортера СПГ в мире. Крупные вводы строящихся в настоящее время активов на горизонте до 2030 года также ожидаются в Катаре и РФ, которые обеспечат прирост почти в 50 млн и 40 млн т соответственно»,
— подчеркивает аналитик.
В WoodMac опасаются, что приостановка выдачи новых лицензий на экспорт СПГ из США приведет к ожиданию роста цен, «и само представление о том, что мир может получить доступ к обильным и доступным запасам газа, изменится навсегда».
Аналитики полагают, что европейские правительства будут еще сильнее настаивать на диверсификации экономики от газа, а правительства стран Азии могут свернуть стратегии использования газа в качестве переходного топлива во время перехода от использования угля к ВИЭ, если это возможно.
Решение Байдена вызвало шквал критики не только со стороны республиканцев, которые попытаются отменить решение через голосование в палате представителей, но и нефтегазовой отрасли.
«Я не думаю, что недавнее заявление администрации обязательно повлияет на поставки СПГ в краткосрочной или среднесрочной перспективе, но я думаю, что оно подрывает доверие в долгосрочной перспективе»,
— заявил глава Shell Ваэль Саван в интервью FT.
По его словам, вместе со скандалом с задержкой запуска проекта Venture Global LNG это «начинает просто вызывать больше вопросов о стабильности и безопасности СПГ из США».
По словам финансового директора ExxonMobil Кэти Микеллс, решение администрации означает, «что меньше добываемого в США природного газа доступно для замены угля во всем мире — это явно плохо».
Председатель Техасской железнодорожной комиссии, выполняющей функции нефтяного регулятора в штате, Кристи Крэддик заявила, что решение Байдена наносит односторонний удар по американской экономике, рабочим местам и национальной безопасности. Техас является лидером в США по объему производства природного газа, около половины всего американского экспорта СПГ поставляется из Техаса.
Светлана Кристалинская