Posted 6 февраля, 08:01
Published 6 февраля, 08:01
Modified 6 февраля, 08:13
Updated 6 февраля, 08:13
В январе 2024 года на нефтеперерабатывающий завод ЛУКОЙЛа в Бургасе поступало в среднем 70 тыс. б/с нефти, но не было ни одного барреля российского сорта Urals, показывают данные Kpler. Для сравнения, в прошлом году завод получал в среднем 113 тыс. баррелей в сутки нефти марки Urals. А мощности по переработке «Лукойл нефтохим Бургас» составляют 196 тыс. б/с.
Нефть марки Urals является основным видом сырья для завода «Лукойл нефтохим Бургас», По мнению аналитика компании Kpler Виктора Катона, определенную долю сырья для переработки НПЗ мог использовать из собственных запасов созданных ранее.
Также на фоне отказа (а точнее, запрета) поставок нефти из России российскую Urals замещают поставками из Ирака, где у ЛУКОЙЛа есть 75% долей в проекте «Западная Курна-2».
В январе, по информации Kpler, болгарский завод получил иракской нефти в районе 1,5 млн баррелей (47 тыс. б/с). Однако в логистике поставок иракской нефти в Бургас есть сложности: болгарский порт не может принимать крупные нефтяные танкеры, поэтому приходится осуществлять перевалку груза на танкеры меньшего размера в портах других стран, а затем уже доставлять в Болгарию. Эти операции существенно повышают затраты на доставку сырья.
Также сырьем ЛУКОЙЛ обеспечивал свой завод в Болгарии за счет нефти из Новороссийска, поступившей туда по системе КТК: 180 тыс. баррелей нефти CPC Blend получил «Лукойл нефтохим Бургас» в январе, утверждает аналитик Kpler. Причем нефть предназначалась для румынского НПЗ российской компании, но получил он лишь «часть партии». CPC Blend, напомним, состоит из Urals и нефти с казахстанского месторождения Тенгиз.
По оценке ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, которую приводят «Ведомости», ЛУКОЙЛ может найти выход из ситуации смешивая нефть из трубопровода КТК в Новороссийске с нефтью из Ирака. На выходе такая смесь достаточно близка к параметрам Urals и даст возможность проводить перенастройку «Лукойл нефтохим Бургас» под другие марки сырья. Из минусов — стоимость иракской и казахской нефти выше марки Urals, что снижает маржу переработки на болгарском НПЗ.
Напомним, болгарский парламент в ноябре запретил ЛУКОЙЛу импортировать Urals с 1 марта 2024 года, а экспортировать нефтепродукты с «Лукойл нефтохим Бургас» — уже с 1 января 2024 года. Решению предшествовали долгие споры, но правящая коалиция добилась-таки запрета российской нефти, хотя у Болгарии есть ислючение из европейского эмбарго. Еще раньше власти страны разорвали 35-летнюю концессию с ЛУКОЙЛом на порт Росенец с нефтетерминалом, обслуживающим завод. Все действия болгарских властей привели к тому, что ЛУКОЙЛ заявил о пересмотре стратегии в отношении «Лукойл нефтохим Бургас» и не исключил продажу НПЗ.
По мнению Юшкова, шансы ЛУКОЙЛа сохранить «Лукойл нефтохим Бургас» после отказа Болгарии от поставок нефти из России невелики. Но и объемы производства там не очень большие, так что после отказа от российского сырья сохранять его ЛУКОЙЛу тоже нет особого смысла.