Боролись и два лагеря — ОПЕК+ и страны, не входящие в альянс. За этот год цена на нефть снова увидела трехзначные цифры, но тем не менее оказалась на том же уровне, что и в начале года. Аналитики видят в этом переоцененный рост спроса на нефть и неожиданное увеличение предложения со стороны стран, не входящих в альянс ОПЕК+, главным образом — США.
В феврале 2023 года Россия объявила, что добровольно сократит добычу нефти на 500 тыс. б/с. Сложно судить, насколько это было добровольно или вынужденно в ситуации, когда российская нефть продавалась примерно по $45 за баррель, со скидкой к мировому эталону Brent в почти $40 за баррель. Но такая позиция была поддержана министром энергетики другой нефтедобывающей державы — Саудовской Аравии — принцем Абделем Азизом бен Салманом. Он признался, что, если бы в отношении его страны был введен ценовой потолок, она тоже прекратила бы поставки нефти странам, его применяющим.
По словам министра, предельные цены на нефтяное сырье, установленные для страны, приведут к ответным действиям и серьезным последствиям в виде существенной волатильности и нестабильности. Саудовскую Аравию можно понять: Россия, вынужденная продавать нефть по низкой цене, выходила на традиционные рынки ближневосточного королевства, вытесняя его. Да, ближневосточные страны уходили вместо этого на европейские рынки, но это стоило дороже ввиду большей стоимости фрахта.
Зато Россия дала заработать Саудовской Аравии на другом — поставляя ей нефтепродукты по сниженным ценам, таким, что королевство могло отправлять в Европу свои, зарабатывая на разнице цен. Так же зарабатывали и ОАЭ. Китай и Индия получали выгоду от закупок российской нефти по сниженным ценам, плюс отправляли в Европу дизельное топливо в условиях, когда та отказалась от российского. Для Европы это тоже, конечно, стало дороже.
Так или иначе российская нефть и нефтепродукты не ушли с рынка в тех объемах, которые прочили злые языки. Точно сказать невозможно, поскольку Россия засекретила свою статистику, но, как подсчитали в Международном энергетическом агентстве (МЭА), в 2023 году Россия сохранила экспорт нефти и нефтепродуктов в том же объеме, что и в 2022 году — 7,5 млн б/с (4,9 млн б/с нефти и 2,6 млн б/с нефтепродуктов), а по сравнению с 2021 годом даже увеличила его на 300 тыс. б/с.
На 2023 год многие аналитики делали прогноз, что цена на нефть приблизится к $100 за баррель и даже превысит ее, однако такую цену можно было наблюдать лишь ненадолго в сентябре, и то аналитики увидели в этом действия спекулянтов. По мнению аналитика BCS Global Markets Рональда Смита, $100/барр. не случились из-за того, что спрос на нефть оказался ниже ожидаемого.
Из-за тех же санкций, а также последствий COVID-19, в мире разрушились многие цепочки поставок, произошло удорожание продукции. Центробанки начали бороться с инфляцией увеличением банковских ставок, что породило опасения рецессии в США и еврозоне. Кроме того, основная ставка делалась на восстановление китайской экономики после пандемии. Но в течение года многие аналитики подчеркивали, что Китай восстанавливается медленнее ожиданий.
Поэтому, несмотря на объявленные в октябре 2022 года сокращения, а также добровольное сокращение добычи Россией, цена на нефть к марту растеряла почти $10 за баррель, снизившись до $73 за баррель.
В апреле ряд стран ОПЕК+ внезапно объявил о добровольных сокращениях добычи с мая по конец 2023 года, в совокупности сокращение составило 1,66 млн б/с. В июне эти ограничения были продлены на весь 2024 год, квоты для всех стран ОПЕК+ были снижены на 1,4 млн б/с на 2024 год, а Саудовская Аравия обрадовала рынок нефтяным «леденцом» — с июля снизила добычу на месяц на 1 млн б/с с потенциальным обещанием «угощения» в зависимости от ситуации на рынке. Затем королевство продлило «удовольствие» еще на месяц, а Россия присоединилась с дополнительным снижением экспорта на 500 тыс. б/с. С сентября Саудовская Аравия объявила о сладком празднике до конца года, Россия — о чуть более скромном сокращении экспорта (на 300 тыс. б/с к маю-июню 2023 года), но также до конца года.
Эти действия на фоне ожиданий о дефиците нефти в IV квартале привели к резкому росту цены в сентябре — на пике цена превысила $107 за баррель, но буквально через неделю также резко обвалилась снова до отметок в $80 за баррель. Аналитики увидели в этом «работу» спекулянтов. Даже начавшийся вооруженный конфликт на Ближнем Востоке и ситуация в Красном море не вернули цену хотя бы в район $90 за баррель.
Рынку стало понятно, что США, которые и так должны были увеличить добычу своей нефти, увеличивают ее сильнее ожиданий. В предыдущие годы эксперты в один голос говорили, что инвесторы в добычу сланцевой нефти стали всё более настроены на возврат вложенных средств, а не на инвестиции в бурение, поскольку специфика сланцевой нефти такова, что бурить нужно постоянно. Кроме того, политика нынешней администрации США была направлена на отказ от ископаемых видов топлив. Но американские избиратели уже весной 2022 года, после запрета российской нефти, увидели на заправках рост цен и винили в этом политику демократов. Повторения обвинений президент США Джо Байден позволить не мог.
В итоге США даже увеличили объемы экспорта нефти: в первой половине 2023 года экспорт составил в среднем почти 4 млн б/с, что является рекордным показателем за первое полугодие с 2015 года, когда был отменен запрет на экспорт нефти. В первой половине 2023 года экспорт нефти из США вырос на 650 тыс. б/с (19%) в сравнении с первой половиной 2022 года, и крупнейшим рынком сбыта стала Европа — 1,75 млн б/с, вторым — Азия (1,68 млн б/с) во главе с Китаем и Южной Кореей
Одновременно США остаются крупным импортером нефти, несмотря на то, что экспорт растет. Это поисходит, поскольку нефть из сланцевых пород обычно является легкой и низкосернистой, в то время как НПЗ страны в основном заточены на переработку тяжелой, более сернистой нефти, какая обычно добывается в Венесуэле. Так что хоть извлечение сланцевой нефти и растет, вся она идет на экспорт. США останутся импортерами.
Пытаясь увеличить предложение нефти на мировом рынке, дабы не допустить роста цен, США, судя по всему, начали более снисходительно относиться к нарушению иранских санкций — за год страна увеличила добычу на 500-600 тыс. б/с.
Кроме того, в конце 2022 года американский Минфин разрешил компании Chevron в ограниченном объеме возобновить производство в Венесуэле с возможностью поставки нефти в США, а в конце октября прошлого года ослабил нефтяные и торговые санкции в отношении республики сроком на полгода с возможностью продления в случае проведения демократических выборов. Но в течение 2023 года добыча нефти в Венесуэле выросла лишь примерно на 100 тыс. б/с.
В 2024 году аналитики ожидают роста спроса на нефть, хоть и меньшми темпами, а также и роста добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, — также в меньших объемах. Это значит, что ОПЕК+, вероятно, продолжит регулировать свое производство.
По мнению аналитиков, США в 2024 году продолжат наращивать добычу, но все-таки чуть сдержаннее. Старший консультант компании «Имплемента» Иван Тимонин отмечает, что производство жидких углеводородов в США в 2023 году выросло на 1,5 млн б/с — до 21,9 млн б/с.
«Но на сегодняшний день потенциал дальнейшего роста в значительной степени исчерпан: при текущем и ожидаемом уровне цен увеличения числа действующих буровых установок не ожидается. В связи с этим по итогам 2024 года можно ожидать наращивания добычи в объеме порядка 0,4 млн б/с — за счет повышения эффективности действующих активов»,
— сказал он.
США смогут увеличить добычу нефти в 2024 году на 300-500 тыс. б/с, и «это всё еще существенные цифры». Минэнерго США прогнозирует рост на 380 тыс. б/с по жидким углеводородам, по добыче нефти — 290 тыс. б/с — до 13,2 млн б/с. США уже в III квартале 2023 года достигли рекордной отметки в 13 млн б/с нефти. ОПЕК ждет роста добычи в США на 600 тыс. б/с в 2024 году, МЭА — на 720 тыс. б/с.
В нынешнем году увеличить добычу сможет и Венесуэла после снятия санкций. В 2015 году страна добывала 2 млн б/с нефти по сравнению с нынешними 0,7-0,8 млн б/с. По оценке Минэнерго США, потенциал увеличения добычи нефти в Боливарианской республике ограничен 200 тыс. б/с в 2024 году, ведь за время санкций, которые были введены в 2019 году, отрасль столкнулась с недоинвестированием и снижением качества техобслуживания. Но через год в стране реально увеличить добычу на 900 тыс. б/с. Впрочем, как говорил глава Chevron Майкл Вирт, долгосрочные инвестиции в Венесуэлу зависят от ясности в вопросе санкций со стороны США.
Иран также заявляет об амбициях и способностях нарастить добычу. Однако за время санкций и кризиса из-за отсутствия доступа к новым технологиям в Иране и Венесуэле возникли серьезные проблемы не только с ростом, но даже и с поддержанием текущего производства нефти. Это означает, что потребуются огромные инвестиции и время на восстановление.
На стороне спроса также ожидается рост, хотя и более скромными темпами, чем в 2023 году. ОПЕК в 2024-м ждет увеличения на 2,3 млн б/с против 2,5 млн б/с в 2023-м, МЭА — на 1,2 млн против 2,3 млн б/с, EIA — на 1,4 млн б/с по сравнению с 1,9 млн б/с. Хотя темпы роста меньше, отмечает EIA Минэнерго США, они в основном постоянны и составят 1,2% в течение последних 20 лет.
Премьер Госсовета КНР Ли Цян заявил, что темпы экономического роста в Китае в 2023 году составили порядка 5,2%, превысив целевой показатель правительства страны даже несмотря на отсутствие масштабных стимулов. В наступившем году вторая по величине экономика мира планирует вырасти на 4-4,2%.
По оценкам Всемирного банка, в 2023 году рост экономики США составил 2,5%, а рост европейской экономики составил всего 0,4%.
А опасения рецессии в западных экономиках, которой пугали мир весь минувший год, в итоге всё больше называются «мягкой посадкой». В МВФ уверены, что вероятность сценария мягкой посадки стала значительно выше. В связи с этим в 2024 году — скорее, во второй половине года — на рынке ждут понижения процентных ставок центробанками, что может стимулировать рост экономик и спроса на нефть.
Дополнительный импульс росту спроса может дать и необходимость восстановления стратегических запасов, которые США и МЭА тратили в 2022 году для борьбы со слишком высокими ценами. Всего в течение 2022 года Вашингтон принял решение о высвобождении из собственных стратегических запасов нефти 210 млн баррелей, остальные страны МЭА -150 млн баррелей. Так, США уже начали восполнять свои запасы, примерно по 100 тыс. б/с или 3 млн баррелей в месяц.
Однако, несмотря на позитивные признаки увеличения спроса, заветные круглые цифры в $100 за баррель мы, похоже, увидим не скоро.
Светлана Кристалинская