Posted 31 января, 16:46

Published 31 января, 16:46

Modified 31 января, 16:48

Updated 31 января, 16:48

Вечерние эмоции «НиК»: тупик в Красном море и ожидания интереса от ЕС

Вечерние эмоции «НиК»: тупик в Красном море и ожидания интереса от ЕС

31 января 2024, 16:46
Павел Журавлев
Обострение в Красном море может повлиять на нефтепереработку и экспорт из РФ, как проснется интерес к транзиту газа из России в ЕС.

Огненное море

Красное море вскоре станет огненным. Такую идею высказал вождь племени хуситов «Ансар Аллах» Мухаммед Насер Атифи. Это подразумевает длительную борьбу с коалиционными силами США и Великобритании в Красном море. В том, что она будет длительной можно не сомневаться: пока не закончатся президентские выборы в США, Байден наземную операцию в Йемене объявлять, видимо, не будет. Обстреливать из Красного моря с кораблей племя, которое весьма мобильно и ведет партизанскую войну, малоэффективно и дорого. Хуситам, особенно в состоянии наркотического опьянения (а что они употребляют некое наркотическое вещество, вовсе не секрет) легко и приятно грезить об «огненном море» и других приятных вещах.

Другим вариантом нормализации обстановки могла быть договоренность между Ираном и США. Без поддержки Ирана, очевидно, хуситы исчезнут из новостной повестки за очень короткое время, а суда будут спокойно ходить через Суэцкий канал в Красное море. Но на это США тоже идти не торопятся. Ведь первое, что будет требовать Тегеран в обмен на усмирение повстанцев, — это отмену санкций на иранскую нефть и атомную программу. И то, и другое США не нужно абсолютно.

Как будут решать этот вопрос, пока не очень понятно. Танкеры в Красном море будут продолжать атаковать, США и Великобритания будут обстреливать позиции хуситов до тех пор, пока кризис не расшатает рынок нефти и контейнерных перевозок настолько, что ударит непосредственно по Штатам.

Уже сейчас трейдеры, перевозящие российские нефтепродукты, отправляют танкеры по длинному пути вокруг Африки. Не все, конечно. Есть отважные судовладельцы, которые везут российскую нефть в Азию через Суэцкий канал, оснастив танкера большими плакатами «Не связаны с Израилем» и надеясь, что это защитит от атак хуситов.

Кстати, если говорить о России, она тоже могла бы повлиять на наркоманов через Иран. Но нынешняя геополитическая ситуация не позволяет давить на Тегеран. При этом аналитики инвестбанка J.P. Morgan предсказывают сокращение нефтепереработки и экспорта в России из-за ситуации в Красном море. С чего упадет переработка, аналитики банка не уточняют. Но и прогноз короткий — посмотрим, сбудется ли.

Ожидаемый интерес

Вице-премьер РФ Александр Новак поставил точку в спорах о транзите российского газа в Европу через украинскую ГТС. Он пояснил, что ни с Украиной, ни с ЕС никаких переговоров не ведется. Впрочем, назвать это заявление точкой тоже нельзя — скорее, точкой с запятой. Потому что господин Новак сказал, что РФ готова обсуждать поставки через ГТС Украины, но ЕС никакого интереса не выказывает.

Понятно, что обсуждение с Киевом даже не упоминалось, поскольку там позиция жесткая. А вот у Венгрии и Словакии — более гибкая. Не зря ведь премьер Словакии приезжал в Украину и уговаривал продолжить транзит. Венгрия действует в своей традиции. Пафосно заявляет о предстоящей договоренности о поставках СПГ из Катара. Правда, с оговорками, что поставки из Катара могут начаться не раньше 2027 года. Дескать, нужно выбрать терминал, куда будут отгружать катарский СПГ. И эти договоренности не отменяют сотрудничества с Россией в поставках газа.

Что это значит? Все несложно. Венгии подходят терминалы в Греции, Турции и Польше. Думается мне, что Польшу можно сразу вычеркнуть, потому что позиции двух стран по отношениям с Россией противоположны. Турция самый возможный вариант, но и самый дальний от Венгрии. С Грецией вообще сложно делать прогнозы.

Но наиболее возможный вариант, что к 2025 году Катар ничего Будапешту поставлять не будет, а значит Венгрия постарается продавить союз со Словенией и напополам взять в аренду ГТС Украины. Такой вариант Киев рассматривает. Тогда и появится заинтересованность от ЕС для продолжения транзита.

Хорошего вам завтра!