Posted 30 января, 11:37

Published 30 января, 11:37

Modified 31 января, 13:36

Updated 31 января, 13:36

Эксперт Юшков о сегодняшних проблемах экспорта нефти России

30 января 2024, 11:37
Какие факторы больше всего сейчас мешают поставкам черного золота из России, даже несмотря на рост продаж, рассказал Игорь Юшков

Как только начинает казаться, что компании, поставляющие черное золото из РФ, привыкли к новой для них ситуации на рынке, появляются новые препятствия, которые, как правило, создает руководство США и европейские страны.

Одна из таких проблем, с которой теперь нужно разбираться, — около 10 млн баррелей сорта Sokol, которые, если верить данным LSEG, Kpler и трейдеров, несколько недель стоят в ожидании продажи у берегов Южной Кореи. Речь идет о 14 судах у южнокорейского порта Йосу. Трейдеры уверяют, что общий объем нефти на этих танкерах составляет примерно 45-дневной добыче (220 тыс. баррелей) с проекта «Сахалин-1». Южная Корея, впрочем, опровергла данную информацию, заявив только об одном танкере.

Следует ли считать такой простой танкеров для российского экспорта серьезной проблемой, и какие конкретно факторы сегодня больше всего создают трудности для поставок нефти из РФ?

Нефть доставили, но покупать не хотят

Западные СМИ еще в декабре стали активно спекулировать на тему, что российскую нефть из-за новых санкций США против судов из РФ никто не берет. Особый упор делался на танкеры у берегов Индии, которые никак не хотели отгружать свой товар. Однако в конце января вице-премьер РФ Александр Новак сообщил обратное.

«По информации от компаний, все нормально, танкеры отгружаются, расчеты идут»,

— заявил он в кулуарах Дня энергетики на выставке «Россия».

В связи с этим нынешние рассуждения западных СМИ и трейдеров о том, что танкеры простаивают у берегов Южной Кореи, четвертого по объемам потребителя нефти в мире, кажутся попыткой опять выставить проблемы с российским экспортом нефти больше, чем они есть на самом деле.

«Я бы рассматривал ситуацию вокруг танкеров с российской нефтью у берегов Южной Кореи как элемент торга, причем именно с индийскими компаниями по поводу цены на нефть и именно за сорт Sokol. Не возникает же проблем с нефтью Urals или ВСТО, верно? Почему-то санкции, на которые ссылается Нью-Дели, не мешают Индии и иным странам покупать другие сорта нефти из РФ.
„Потолок“ — это тоже слабое оправдание. В пояснении к санкциям в Управлении по контролю за иностранными активами США прямо написано: „если до покупателя нефть из РФ дошла, купить ее он может по любой цене“. Надо понимать, что танкеры, простаивающие у берегов Южной Кореи, изначально везли нефть в Индию. Идет торг за Sokol. Нью-Дели хочет платить за него так же, как и за другие сорта, хотя Sokol всегда был премиальным»,

— рассказал в комментарии «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

По его мнению, для отдельного проекта «Сахалин-1» такой простой танкеров — это приличные объемы. Но для всего экспорта нефти из РФ это не столь критично. Просто в итоге индийская и российская стороны «вошли в клинч» при торговле. РФ выгодно, что цена Brent сейчас выше $80 и есть предпосылки (из-за событий на Ближнем Востоке), что она может еще вырасти. Индия хочет скидку, выжидает. РФ было бы логичнее, если это затянется, даже продать партию кому-то другому (в КНР, например), показав Нью-Дели, что и без нее может найтись покупатель на Sokol.

«Вот расчеты за определенную валюту — это уже более серьезная проблема для экспорта РФ. Россия продает много нефти в Индию. Последней удобнее всего взаиморасчеты делать в рупиях, РФ — в юанях, которые на внутреннем рынке России востребованы. Пока что проблема полностью не решена. Еще один фактор, который сегодня действительно создает определенные сложности для экспорта, — трудности с совершенствованием логистики, с работой флота, но это все не решается за короткий промежуток времени»,

— считает эксперт.

Объемы поставок растут у всех, но выгода разная

Слишком наивно говорить, что российская нефтянка полностью приспособилась к новым для нее условиям на мировом рынке черного золота. Да, есть «теневой флот», однако его все время надо обновлять, организовывать страховку, заменять суда, попавшие в «черный список» и т .п. При этом судостроение в России за последние 2 года сильного скачка в производстве не сделало. РФ все также вынуждена пользоваться старыми судами.

Индия и Китай покупают огромные объемы нефти, во многом компенсируя потерю европейского рынка. Но нынешний торг за Sokol — это не уникальный случай, а суровые будни. Конечно, саудовский сорт Arab Light в Азии даже после снижения в феврале все равно торгуется на $1,5 выше рыночной цены, поэтому Urals и другие российские сорта из Китая и Индии он не вытолкнет. Венесуэльские и бразильские сорта тоже не могут серьезно потеснить российскую нефть в Азии.

Однако цена такого «закрепления» российской нефти на рынке — дисконт. Он может быть меньше или больше, но в любом случае обязан быть. Это уже не проблема экспорта, а издержка, которая в перспективе будет преследовать РФ всегда.

В целом, это не мешает российскому экспорту следовать за мировым трендом, т. е. расти в объеме. По данным Refinitiv, по итогам 2023-го мировые поставки сырой нефти выросли на 5,3% по сравнению с показателями 2022-го. Они даже выше докоронакризисного года. Для сравнения: в 2023 году — 2160,6 млн т, в 2021-м — 1886 млн т, а в 2019-м — 2110 млн т.

Российскому экспорту нефти сегодня стоит больше опасаться конкуренции не столько со стороны Ближнего Востока (в 2023-м экспорт из Персидского залива уменьшился на 1,4%), сколько со стороны стран Латинской Америки и США. По тем же данным Refinitiv, поставки черного золота из портов РФ в годовом исчислении выросли на 5% (до 229,5 млн т, или 10% мировой торговли). А вот у США экспорт вырос за январь–декабрь 2023-го на целых 19,5% (до 197 млн т) по отношению к показателям 2022-го. У поставщиков нефти из Латинской Америки рост и вовсе 20,8%. Даже Западная Африка, при всех проблемах в Нигерии, Анголе и других странах, увеличила поставки в 2023-м на 2,5%.

Российский экспорт при текущей конъюнктуре на рынке нефти, скорее, старается сохранить нормальную работоспособность, чем развиваться. А вот экспорт США, Бразилии, Гайаны и еще пары стран-поставщиков ситуацией пользуются ситуацией на рынке с гораздо большей выгодой. Американские компании получили огромную долю сбыта на рынке Европы. Латиноамериканские страны, включая Венесуэлу, за 2023 год привлекли еще больше инвесторов, а при высоких ценах на нефть еще и активно развивают новые добычные проекты. При этом все они не связаны, как РФ, обязательствами ОПЕК+ (Венесуэла от квот по сделке освобождена из-за американских санкций, хоть и входит в ОПЕК), а значит, могут корректировать свои мощности по добыче и экспорту более свободно.

Подпишитесь