Posted 30 января, 11:37
Published 30 января, 11:37
Modified 31 января, 13:36
Updated 31 января, 13:36
Как только начинает казаться, что компании, поставляющие черное золото из РФ, привыкли к новой для них ситуации на рынке, появляются новые препятствия, которые, как правило, создает руководство США и европейские страны.
Одна из таких проблем, с которой теперь нужно разбираться, — около 10 млн баррелей сорта Sokol, которые, если верить данным LSEG, Kpler и трейдеров, несколько недель стоят в ожидании продажи у берегов Южной Кореи. Речь идет о 14 судах у южнокорейского порта Йосу. Трейдеры уверяют, что общий объем нефти на этих танкерах составляет примерно 45-дневной добыче (220 тыс. баррелей) с проекта «Сахалин-1». Южная Корея, впрочем, опровергла данную информацию, заявив только об одном танкере.
Следует ли считать такой простой танкеров для российского экспорта серьезной проблемой, и какие конкретно факторы сегодня больше всего создают трудности для поставок нефти из РФ?
Западные СМИ еще в декабре стали активно спекулировать на тему, что российскую нефть из-за новых санкций США против судов из РФ никто не берет. Особый упор делался на танкеры у берегов Индии, которые никак не хотели отгружать свой товар. Однако в конце января вице-премьер РФ Александр Новак сообщил обратное.
«По информации от компаний, все нормально, танкеры отгружаются, расчеты идут»,
— заявил он в кулуарах Дня энергетики на выставке «Россия».
В связи с этим нынешние рассуждения западных СМИ и трейдеров о том, что танкеры простаивают у берегов Южной Кореи, четвертого по объемам потребителя нефти в мире, кажутся попыткой опять выставить проблемы с российским экспортом нефти больше, чем они есть на самом деле.
«Я бы рассматривал ситуацию вокруг танкеров с российской нефтью у берегов Южной Кореи как элемент торга, причем именно с индийскими компаниями по поводу цены на нефть и именно за сорт Sokol. Не возникает же проблем с нефтью Urals или ВСТО, верно? Почему-то санкции, на которые ссылается Нью-Дели, не мешают Индии и иным странам покупать другие сорта нефти из РФ.
„Потолок“ — это тоже слабое оправдание. В пояснении к санкциям в Управлении по контролю за иностранными активами США прямо написано: „если до покупателя нефть из РФ дошла, купить ее он может по любой цене“. Надо понимать, что танкеры, простаивающие у берегов Южной Кореи, изначально везли нефть в Индию. Идет торг за Sokol. Нью-Дели хочет платить за него так же, как и за другие сорта, хотя Sokol всегда был премиальным»,
— рассказал в комментарии «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
По его мнению, для отдельного проекта «Сахалин-1» такой простой танкеров — это приличные объемы. Но для всего экспорта нефти из РФ это не столь критично. Просто в итоге индийская и российская стороны «вошли в клинч» при торговле. РФ выгодно, что цена Brent сейчас выше $80 и есть предпосылки (из-за событий на Ближнем Востоке), что она может еще вырасти. Индия хочет скидку, выжидает. РФ было бы логичнее, если это затянется, даже продать партию кому-то другому (в КНР, например), показав Нью-Дели, что и без нее может найтись покупатель на Sokol.
«Вот расчеты за определенную валюту — это уже более серьезная проблема для экспорта РФ. Россия продает много нефти в Индию. Последней удобнее всего взаиморасчеты делать в рупиях, РФ — в юанях, которые на внутреннем рынке России востребованы. Пока что проблема полностью не решена. Еще один фактор, который сегодня действительно создает определенные сложности для экспорта, — трудности с совершенствованием логистики, с работой флота, но это все не решается за короткий промежуток времени»,
— считает эксперт.
Слишком наивно говорить, что российская нефтянка полностью приспособилась к новым для нее условиям на мировом рынке черного золота. Да, есть «теневой флот», однако его все время надо обновлять, организовывать страховку, заменять суда, попавшие в «черный список» и т .п. При этом судостроение в России за последние 2 года сильного скачка в производстве не сделало. РФ все также вынуждена пользоваться старыми судами.
Индия и Китай покупают огромные объемы нефти, во многом компенсируя потерю европейского рынка. Но нынешний торг за Sokol — это не уникальный случай, а суровые будни. Конечно, саудовский сорт Arab Light в Азии даже после снижения в феврале все равно торгуется на $1,5 выше рыночной цены, поэтому Urals и другие российские сорта из Китая и Индии он не вытолкнет. Венесуэльские и бразильские сорта тоже не могут серьезно потеснить российскую нефть в Азии.
Однако цена такого «закрепления» российской нефти на рынке — дисконт. Он может быть меньше или больше, но в любом случае обязан быть. Это уже не проблема экспорта, а издержка, которая в перспективе будет преследовать РФ всегда.
В целом, это не мешает российскому экспорту следовать за мировым трендом, т. е. расти в объеме. По данным Refinitiv, по итогам 2023-го мировые поставки сырой нефти выросли на 5,3% по сравнению с показателями 2022-го. Они даже выше докоронакризисного года. Для сравнения: в 2023 году — 2160,6 млн т, в 2021-м — 1886 млн т, а в 2019-м — 2110 млн т.
Российскому экспорту нефти сегодня стоит больше опасаться конкуренции не столько со стороны Ближнего Востока (в 2023-м экспорт из Персидского залива уменьшился на 1,4%), сколько со стороны стран Латинской Америки и США. По тем же данным Refinitiv, поставки черного золота из портов РФ в годовом исчислении выросли на 5% (до 229,5 млн т, или 10% мировой торговли). А вот у США экспорт вырос за январь–декабрь 2023-го на целых 19,5% (до 197 млн т) по отношению к показателям 2022-го. У поставщиков нефти из Латинской Америки рост и вовсе 20,8%. Даже Западная Африка, при всех проблемах в Нигерии, Анголе и других странах, увеличила поставки в 2023-м на 2,5%.
Российский экспорт при текущей конъюнктуре на рынке нефти, скорее, старается сохранить нормальную работоспособность, чем развиваться. А вот экспорт США, Бразилии, Гайаны и еще пары стран-поставщиков ситуацией пользуются ситуацией на рынке с гораздо большей выгодой. Американские компании получили огромную долю сбыта на рынке Европы. Латиноамериканские страны, включая Венесуэлу, за 2023 год привлекли еще больше инвесторов, а при высоких ценах на нефть еще и активно развивают новые добычные проекты. При этом все они не связаны, как РФ, обязательствами ОПЕК+ (Венесуэла от квот по сделке освобождена из-за американских санкций, хоть и входит в ОПЕК), а значит, могут корректировать свои мощности по добыче и экспорту более свободно.