Posted 25 января, 16:18
Published 25 января, 16:18
Modified 25 января, 16:20
Updated 25 января, 16:20
Украинские политики в очередной раз продемонстрировали природную смекалку и двуличность. Не успел премьер Словакии Роберт Фицо успокоить своих потребителей российского газа рассказом о своей встрече с украинским коллегой Денисом Шмыгалем, в ходе которой тот обозначил возможность продолжения транзита газа по украинской ГТС в Словакию в 2025 году, как официальный Киев тут же пошел в отказ. По заявлению пресс-службы правительства Украины, господин Фицо, видимо, неправильно понял Шмыгаля.
О чем именно говорили на самом деле два премьера выяснить, конечно, не удастся. Но в пресс-службе заявили, что Денис Шмыгать четко дал понять Фицо, что Украина не будет продлевать транзитный договор с Россией в 2025 году, и точка.
Точка, но не совсем. Помимо Словакии газ из РФ поступает по украинской ГТС еще и в Австрию, Италию и Венгрию. Ссорится с европейскими партнерами Киеву в нынешней ситуации невыгодно, потому что в условиях военных действий наполнением бюджета Украины практически занимается Европа.
И Киев предложил альтернативный вариант решения проблемы транзита газа. Нет, продлевать договор с Москвой Киев не будет однозначно, но может сдать в аренду мощности ГТС той же Словакии. И тогда она вполне сможет продолжать получать газ из России через Украину.
Красивый маневр, не правда ли? И вроде со своим военным противником Украина не договаривается ни о чем, и соседей своих в ЕС не подводит, да еще и деньги за аренду ГТС будет получать. Сплошные профиты.
Правда, официальных заявлений по этой схеме еще не звучало. Но до конца 2024 года еще есть время для европейских стран подумать и принять решение.
То, что миром правят деньги, ни для кого давно не секрет. И получение прибыли — основная задача отраслей экономических отношений. В связи с этим интересный пример продемонстрировали страховые компании из Великобритании. Казалось бы, страны «Большой семерки» твердо решили душить санкциями Россию, установили ценовой потолок на нефть Urals, вводят санкции против «теневого флота», который перевозит российские углеводороды.
И тут внезапно Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха CREA заявляет интересный факт. Согласно их исследованию, каждый третий баррель российской нефти, которую поставляли на экспорт в другие страны в 2022-23 годах, страховали компании Великобритании.
Интересное кино, как ни крути. Формально заключать договоры по страхованию российской нефти не запрещено санкциями. Но только в том случае, если цена контракта не превышает «потолок» цены в $60. И что? В ноябре прошлого года суда связанные с РФ и застрахованные в Великобритании перевезли нефтепродуктов на сумму €3 млрд. А общий объем страховок с 2022 по ноябрь 2023 достиг отметки в € 120,6 млрд. При этом в 2023 году стоимость нефти марки Urals была гораздо выше того самого «потолка», установленного «Большой семеркой».
Вполне понятно, что британские страховщики прекрасно понимали спрос на свои услуги у поставщиков нефти из России. Так зачем же им упускать выгоду? Незачем, решили британские страховые компании. Возможность заработать нивелировала риск попасть под санкционный пресс. Ведь страховщики давно переняли способ из анекдота про таможенника, который одним движением печати на декларации превращал цистерну бензина в вагон с зеленым горошком. Видимо, похожие «чудеса» позволяли спокойно работать британским страховщикам. И пока есть спрос на такие услуги, они будут продолжать зарабатывать. А нефть из России будет доставляться иностранным потребителям. Такая вот диалектика.
Хорошего вам завтра!