Posted 25 января, 11:28

Published 25 января, 11:28

Modified 31 января, 13:36

Updated 31 января, 13:36

Эксперт Белогорьев: Не надо считать, что Urals вот-вот уступит Arab Light в Азии

25 января 2024, 11:28
Эр-Рияд и Москву опять хотят столкнуть лбами — теперь из-за ситуации в Красном море, которая затрудняет поставку российской нефти на азиатский рынок. Станет ли ситуация вокруг страховки судов и стоимости нефти в Азии поводом для ссоры?

Западная пресса вновь преувеличивает некоторые факты, сгущая краски в анализе происходящего в мировой логистике, чтобы показать очередную якобы серьезную проблему российской нефтянки. Ее суть — саудовская нефть в Азии становится все более жестким конкурентом по отношению к российской. Эр-Рияд снижает для Азии стоимость своей нефти, и ему, в отличие от Москвы, не нужно платить более высокую цену за страховку судов, идущих через Суэцкий канал.

При этом российская нефть якобы дорожает из-за увеличения расходов на страховку настолько, что в последние месяцы на ключевых азиатских рынках ее становится все меньше. Так ли все печально для российского экспорта на самом деле, и действительно ли ситуация в Красном море настолько бьет по конкурентоспособности нефти из РФ в Азии?

Проблемы с хуситами российскую нефть не трогают

В Reuters, говоря о потенциале конкуренции саудовской и российской нефти, приводят вполне адекватные цифры и даже факты. Правда, при этом умалчивают крайне важные детали. К примеру, судоходство в Красном море для российского экспорта нефти сегодня действительно играет важную роль. Судя по отчетам S&P Global Ratings, в первой половине 2023-го поставки нефти из России составили около 75% от объема перевозок нефти по южному направлению Суэцкого канала. Разумеется, подавляющее большинство этого объема шло в направлении индийских и китайских портов.

Однако британское издание, а следом за ним и ряд других западных СМИ, слишком преувеличивает последствия конфликта, связанного с хуситами в Йемене, на поставки российской нефти. В Reuters, ссылаясь на аналитика AXSMarine Николаса Занникоса, пишут, что страховка за танкеры, идущие через Аденский залив, выросла почти на 1%. Для судна класса Suezmax с полной загрузкой это значит, что общая стоимость барреля нефти для обычного рейса между российской нефтебазой Приморск и индийским портом Сикка выросла до $4,24. Тут следует подчеркнуть, что в издании написано «до $4,24», а не «на $4,24». Проще говоря, в прессе как будто стараются раздуть проблему, которая на практике больше похожа на обычную волатильность цен на рынке в нестандартных условиях, а не на тектонический сдвиг в мировой логистике.

Далее в западных СМИ идут рассуждения о том, что перед российским нефтяным танкером, везущим свой груз к азиатскому потребителю, встает все более сложный выбор. Либо ему нужно платить больше за путь через Красное море из-за дорожающей (на целый 1%!) страховки судна, либо тратить больше за доставку, используя более безопасный, но длинный путь — вокруг Африки. При этом снова аккуратно умалчивается одна деталь. Как раз именно российские суда хуситы не трогают, причем открыто даже об этом говорят. Компании из РФ, отправляющие нефть в Индию и Китай, не переходят массово на маршрут вокруг Мыса Доброй Надежды.

Конкуренция с Саудовской Аравией: где реальность, а где выдумка?

В Reuters, опять-таки не обманывая, но и не уточняя некоторые детали, делают упор на то, что Эр-Рияд в последние месяцы увеличивает объемы экспорта в азиатском направлении, да еще и цену снижает. Надо признать, Saudi Aramco действительно уменьшила отпускные цены на Arab Light для покупателей из Азии в феврале (премия к Oman/Dubai станет около $1,5-2 за баррель) до уровня, который был последний раз в ноябре 2021 года. Только вот в западной прессе забыли уточнить, что Саудовская Аравия вообще-то уменьшила стоимость нефти почти для всех, включая покупателей в Северо-Западной Европе, Средиземноморье и Северной Америке. Так что речь не идет ни о какой ценовой войне именно с российской нефтью и именно за Азию.

Спекуляция темой снижения объемов поставок из России в Азию и, напротив, увеличения экспорта саудовской нефти, тоже вызывает улыбку. Если верить данным Vortexa, то за последние шесть месяцев российская нефть занимала до 20% экспорта Китая, а саудовская — 15%. Однако за два последних месяца российский экспорт сократился примерно до 18%, а доля Саудовской Аравии на рынке увеличилась примерно до 16%. Да, безусловно, есть снижение объемов со стороны РФ. Но пара процентов — это не повод говорить о жестокой конкуренции между Эр-Риядом и Москвой в Азии, где РФ якобы сдает позиции и вот-вот потеряет ключевые для нее индийский и китайский рынки. Изменение в несколько процентов — это сезонные колебания, небольшие отклонения, которые в масштабах одного только Китая или Индии являются привычным делом.

Как отметил в комментарии для «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, подорожание российской нефти из-за роста цен страхования судов, идущих через Суэцкий канал, — это некоторое преувеличение. Это не те цифры, которые должны выбросить нефть РФ из Азии и заставить ее отступить перед ближневосточными конкурентами.

«Есть проблемы с ужесточением санкций против судов, идущих в Индию, есть более жесткий торг с южноазиатской страной за дисконт сорта Sokol. Но не надо считать, что Urals вот-вот уступит саудовской нефти в Азии, а страховка судов в Красном море — это серьезная проблема.
Во-первых, Arab Light хоть и снизилась в цене, сделала это после довольно длительного периода роста. Во-вторых, она все равно традиционно торгуется с премией почти $1,5 к рыночной цене на Ближнем Востоке. А российская нефть в Индии и КНР, напомню, все еще торгуется с дисконтом. Да, он меняется, но все равно есть, поэтому черное золото из РФ своему саудовскому конкуренту ни в чем не уступает. Безусловно, компании в России зарабатывают меньше, чем хотелось бы, но доход есть (даже при возросшей страховке судов в Красном море), а вот ближневосточные страны на такие меры (предоставлять дисконт) идти не хотят»,

— говорит эксперт.

Алексей Белогорьев подчеркнул, что Саудовская Аравия сегодня просто меняет маркетинговую политику. Эр-Рияд видит, что он теряет долю на азиатском рынке, и ему надо что-то менять. Вот он и снижает цены, кстати, по нескольким направлениям. Важно отметить, что Saudi Aramco в Азии сегодня больше конкурирует с ближневосточными поставщиками, с тем же Ираком, к примеру, а не с Россией.

"