С приближением выборов президента США на действующего лидера Штатов Джо Байдена и его администрацию все сильнее давят две стороны, каждая из которых напрямую влияет на экспорт американского СПГ. А учитывая, что США — крупнейший в мире поставщик сжиженного природного газа в мире, поведение Белого дома может повлиять на весь глобальный рынок СПГ.
С одной стороны, президент Соединенных Штатов неоднократно обещал Европе, что она получит больше американского газа, чтобы компенсировать отказ от российского голубого топлива. Газодобытчики и владельцы СПГ-терминалов в США, разумеется, тоже хотели бы этого. С другой стороны, экологи все серьезнее давят на Белый дом, да и сама его администрация загнала себя же в угол принятием «Закона об инфляции» (IRA) и многочисленными «зелеными» инициативами, которые обязывают американский нефтегаз сокращать выбросы СО2.
Забегая вперед, скажем, что по данным Американского института нефти (API), рассмотрение заявок на экспорт СПГ при Байдене занимает около 330 дней, а при Трампе срок составлял всего 49 дней. В итоге дополнительные 89 млн тонн СПГ в год, которые Штаты должны по плану «вбросить» на мировой рынок в период с 2024 по 2028 гг., могут опоздать или появиться не в полном объеме.
В ходе климатической конференции COP28, прошедшей 12 декабря 2023-го, администрация Байдена обнародовала новые правила, направленные на сокращение утечек метана при добыче нефти и газа. Эти правила, если верить отчетам Агентства по охране окружающей среды США, предотвратят утечку 58 млн т метана из скважин, трубопроводов и другого промышленного оборудования в период с 2024 по 2038 годы. Объем серьезный, он эквивалентен 1,5 млрд т СО2. Столько же выбросов совершил весь энергетический сектор США в 2021 году.
В начале января 2024-го Байден пошел еще дальше. Как пишет Bloomberg, будут пересмотрены критерии утверждения запуска новых мощностей экспорта СПГ. Это поставит под угрозу реализацию незавершенных проектов в США. И вот тут пошла конкретная биполярка, где Белый дом противоречит себе и логике и сталкивает лбами американских экологов с нефтегазовым лобби Вашингтона.
Пока представители США предлагали на COP28 сокращать выбросы парниковых газов в мире, в самой Америке экоактивисты, призывая Байдена хоть как-то повлиять на рост числа СПГ-терминалов в стране, готовят забастовку у дверей Минэнерго в начале февраля.
Да, Байден принял IRA — закон, который действительно продвигает «зеленую» повестку на новый уровень, создает проблемы нефтегазу, выделяет миллиарды для ВИЭ-проектов. Но с тех пор как Байден стал президентом, постройка СПГ-терминалов ускорилась, как никогда прежде. Сегодня в Штатах работает восемь экспортных заводов общей мощностью 106 млн т СПГ в год, которые в 2023 году экспортировали 91 млн т, что сделало Америку поставщиком сжиженного газа №1. Еще 23 терминала либо будут построены с нуля, либо им увеличат мощность, либо они на стадии рассмотрения.
Судя по данным Минэнерго, на стадии строительства/расширения сейчас 11 проектов с общей мощностью в 85 млн т СПГ в год. Все это должно выйти на полную мощность к 2028 году. Казалось бы, все логично. Европа отказывается от российского трубопроводного газа, а Еврокомиссия уже подготовила юридическую базу для возможного отказа даже от российского СПГ. Все двери для сжиженного газа из США в Старом Свете открыты, пора форсировать увеличение мощностей. Увы, но именно сейчас Байден принимает IRA, одобряет новые инициативы по сокращению выбросов на COP28 и де-факто тормозит выдачу разрешений на постройку новых терминалов и организацию экспорта СПГ.
Можно было не принимать «Закон о снижении инфляции», не одобрять сокращение выбросов в США, не растягивать получение разрешения на экспорт СПГ с новых проектов на 11 месяцев (вместо 7 недель при Трампе)? Да. Но не свяжи Байден себя «зелеными» обещаниями, которые пришлось выполнять, выиграл бы он на прошлых президентских выборах? Был бы он главным кандидатом от демократов? Скорее всего, нет.
В итоге, игры в «зелень» и попытка и обеспечить рост влияния США на мировом рынке СПГ (заодно и получить отличный рычаг воздействия на ЕС) привели к тому, что, как отмечают в Forbes, более 60 сенаторов призвали Минэнерго пересмотреть одобрение ряда СПГ-проектов. В подвешенном состоянии (ждут заключения ведомства) оказались проекты Lake Charles LNG, расширение Cheniere Corpus Christi LNG, Magnolia LNG, New Fortress Energy Louisiana FLNG, Port Arthur LNG.
Доводы главы API о том, что СПГ ждут в Европе да и самим Штатам он помогает использовать меньше угля, а значит, совершать меньше выбросов СО2, никто не слушает. Экологические группы с 6 по 8 февраля проведут сидячую забастовку около Минэнерго США, чтобы добиться прекращения лицензирования новых терминалов СПГ в стране.
Даже если экоактивистам и политикам удастся замедлить или даже остановить хотя бы постройку одного проекта, скажем, Calcasieu Pass 2 в Луизиане, это уже серьезно нарушит график увеличения мощностей по СПГ в США до 2028 года.
Однако, как рассказала в комментарии для «НиК» гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова, противодействие «зеленых» активистов в США, вероятно, сможет сбалансировать планы администрации и бизнеса по росту мощностей СПГ-терминалов.
«В 2021 году объем производства СПГ в мире составил 382,7 млн т, в 2022 году — 410 млн т. С каждым годом возникает все больше неопределенностей в отношении перспектив развития мирового энергетического комплекса на фоне реализации программ энергоэффективности, развития электротранспорта и альтернативной энергетики.
Аномальный ажиотаж в отношении развития СПГ-терминалов в США без оценки эффективности и перспективного спроса на все заявленные в мире проекты может привести к профициту мощностей. Это стимулирует и значимый прирост производства танкеров-газовозов»,
— говорит эксперт.
Тамара Сафонова также напомнила, что устранение конкурентов США с рынка производится в последнее время явно нечистоплотными методами. Из-за этого уже сейчас есть опасения перекоса спроса-предложения.
Зато, по ее мнению, наиболее эффективными могут стать российские проекты с участием стран АТР, являющихся одновременно импортерами российского СПГ.
«Ускоренное развитие проектов СПГ в России обеспечит конкурентоспособность на мировом рынке, а производители из РФ успешно займут свою нишу, прежде всего, на рынке дружественных стран АТР»,
— заключила эксперт.