В 2023 году аналитики нефтяного рынка поссорились. Мировые энергетические агентства представляют совершенно различные данные о спросе и предложении на глобальном нефтяном рынке. Очевидно, что это сильно осложняет прогнозирование динамики запасов углеводородов уже сейчас.
В частности, Управление энергетической информации (EIA) при Минэнерго США и Международное энергетическое агентство (МЭА, IEA) пишут о профиците на нефтяном рынке в размере 0,3-0,7 млн б/с, который был замечен в прошлом году. Данные ОПЕК по 2023 году указывают на дефицит в 0,6 млн б/с.
В первом квартале 2023-го эти разногласия не носили столь кардинального характера: ОПЕК заявлял о профиците в 0,7 млн б/с, а EIA — в 1,6 млн. Хотя и эта разница впечатляет.
Однако в четвертом квартале 2023 года этот разрыв в оценках увеличился до критических размеров. МЭА и EIA писали о профиците на рынке нефти примерно в 0,7 млн б/с, а ОПЕК — о дефиците в 1,9 млн б/с.
Впрочем, ничего удивительного нет: МЭА — агентство, основанное странами-потребителями нефти, а ОПЕК — организация стран-производителей. Разумеется, первые заинтересованы в том, чтобы оценки и прогнозы спроса-предложения влияли на снижение цен, а вторые — на их повышение. ОПЕК, напомним, в 2022 году отказалась от данных МЭА при оценке собственной добычи, перейдя на данные независимых агентств.