Posted 18 января, 17:41

Published 18 января, 17:41

Modified 18 января, 17:44

Updated 18 января, 17:44

Вечерние эмоции «НиК»: Новая челобитная и русский с индийцем не бхай бхай

Вечерние эмоции «НиК»: Новая челобитная и русский с индийцем не бхай бхай

18 января 2024, 17:41
Павел Журавлев
Дальнобойщики просят закрыть границы России для экспорта топлива, Индия умеет торговаться на самом высоком уровне.

Недалекие жалобщики

Очередная челобитная прилетела от возмущенной общественности в органы власти в РФ. На днях я рассматривал письмо с призывом к правительству запретить продажу топлива через сеть Интернет. По всей видимости, на их пример обратили внимание и другие челобитчики — свое письмо со слезной просьбой теперь отправили члены ассоциации «Грузавтотранс». Изменился и адрес получателя: теперь челобитная отправилась самому президенту РФ.

О чем просят грузоперевозчики? Как ни странно, но просят вернуть запрет на экспорт топлива из РФ. Как ни объясняли в прошлом году эксперты, политики и нефтепроизводители, что запрет экспорта — мера временная и не очень надежная, не до всех это дошло. Для решения тактической задачи по урегулированию скачка цены топлива она худо-бедно годится. Но использовать ее регулярно, а тем более ввести навсегда, как грезится некоторым из дальнобойщиков, нереально.

В качестве необходимости введения запрета на экспорт «Грузавтотранс» приводит в пример какую-то отдельно взятую сетевую АЗС в Санкт-Петербурге, которая подняла цену ДТ на целый рубль. Я поинтересовался специально, какой объем топливного бака у тягача ИВЕКО Стралис — 700 литров. Но не все же ездят на Стралисах. У фуры Скания бак — 400 литров. Другими словами. наценка на полный бак на зловещей АЗС, где цены дизеля задрали на целый рубль, составляет 400-700 рублей. Скажу честно, не такие уж большие деньги, чтобы биться в истерике и просить закрыть границы для экспорта топлива. Не могу себе представить, кто мог лоббировать эту челобитную в своих корыстных целях. Скорее всего, налицо слабые познания в экономике и нефтяном рынке РФ у жалобщиков.

При этом Росстат нам докладывает, что в первую неделю нового года цена ДТ поднялась на 0,15%, а во вторую — вообще снизилась.

С нетерпением жду момента, когда какая нибудь ассоциация напишет челобитную президенту, чтобы снизили акцизы на топливо, которые являются настоящим триггером роста цены.

Мечты, мечты…

Хинди русси не бхай бхай

Индийский слон больше не друг российского слона. Такую перефразировку советского анекдота заставили меня сделать нынешние реалии отношений между Индией и Россией в плане экспорта углеводородов. Индия сохраняет свою загадочность и таинственность для европейцев со времен Киплинга. Но, несмотря на это, основные действия в современных экономических условиях остаются вполне понятными.

Тот, кто хоть раз попадал на индийский рынок, прекрасно знает, что искусство торговаться у индийцев отточено за многие века до совершенства. Поэтому радужные надежды на братскую любовь после 2022 года, когда Индия вопреки санкциям Запада нарастила импорт нефти из России, можно отправить в топку.

Индия очень расчетлива, и все ее заявления в последние несколько месяцев о том, что США ее прямо заставляют соблюдать ценовой потолок на российскую нефть в $60 и душат ее своими санкциями, на самом деле имеют более прозаическую подоплеку. Дели пытается принудить Москву продавать ей нефть с серьезным дисконтом. И если в начале 2022 года это еще можно было себе позволить, то сейчас конъюнктура рынка изменилась. Во-первых, появился новый голодный игрок на нефтерынке — Венесуэла. Частично выйдя из-под санкций, она стала активно продавать свою нефть, в том числе в Индию. Во-вторых, индийские потребители нефти увеличили свои аппетиты и начали требовать большого дисконта на российскую нефть марки Sokol. Это говорит о том, что Дели считает, что Москва настолько зависима экономически от экспорта углеводородов в Индию, что согласится на все. Но это не факт. Качественные характеристики марки Sokol определяют довольно высокую ее стоимость, и продавать с дисконтом до цены Urals, о чем мечтают индийские НПЗ, не имеет смысла.

Так что Индия продолжает свой красочный рыночный спектакль искусства торговаться, а на самом деле просто пытается выкрутить руки российским экспортерам. Рычагов давления на индийцев у РФ, к сожалению, нет. Скорее всего, придется или искать новые рынки сбыта нефти или осваивать искусство торговаться с индийцами. Хинди руси уже не бхай бхай, как это было во времена СССР. То есть не братья мы — онли бизнес, не более.

Хорошего вам завтра!