В 2024 году российско-индийский торг за скидку на нефть стал ожесточеннее, чем в 2023-м. Это приводит к тому, что десятки танкеров с нефтью из РФ ожидают разгрузки у берегов Индии. С импортом СПГ тоже все непросто. Есть как и новые возможности по увеличению поставок, так и усиление конкуренции с другими поставщиками, включая Норвегию, которая хочет построить в Индии новый регазификационный терминал.
Власти Индии уже несколько месяцев подряд активно поднимают в инфополе тему якобы попытки Нью-Дели избежать санкций со стороны Запада, которые обязывают соблюдать ценовой потолок по отношению к российской нефти. Разумеется, южноазиатская страна как бы заодно намекает на необходимость скидок. Якобы за счет них и стоимость российской нефти «потолок» не проломит, и все довольны останутся.
Отчасти такие опасения стали более оправданы после того, как США в октябре ввели санкции. Рестрикции использовали по отношению к двум судам, связанных с торговлей нефти из РФ. В ноябре в список попало еще три танкера, еще столько же — в декабре.
Как писал Bloomberg 21 декабря, примерно 5 млн баррелей российской марки Sokol должны были поступить на индийские НПЗ в течение четырех недель… однако танкеры остались у берегов Индии. Видимо, не всех устраивала цена. Сегодня ситуация так и не изменилась. Многие, в том числе и западные СМИ, пишут о том, что с декабря в индийских портах так и не разгрузился ни один танкер с нефтью Sokol на борту.
При этом Индия все активнее увеличивает закупки венесуэльской нефти. Еще в конце ноября аналитики из S&P Global отметили быстрый рост закупок индийскими НПЗ такого сырья, причем сразу после частичной отмены США санкций против Венесуэлы. По данным Kpler, в ноябре для отправки в Индию было загружено около 20 тыс. т венесуэльской нефти, а в декабре — примерно 390 тыс. т. Напомним, до этих месяцев последний раз Индия закупала нефть у Венесуэлы в сентябре 2020-го.
Увеличился аппетит индийских НПЗ и к ближневосточной нефти. Если верить Reuters, то два крупных завода в Индии, принадлежащих Bharat Petroleum и Indian Oil, вскоре могут приобрести у Saudi Aramco по 1 млн баррелей нефти.
Как отметил в комментарии для «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, в текущем моменте сформировалась ситуация, когда на рынке нефти много, поэтому условия диктует покупатель. Если РФ не найдет альтернативных покупателей, придется в итоге отгружать партию с Sokol в Индии с большим дисконтом.
Но полностью исключать разворот танкеров в другие морские гавани тоже нельзя. Один пример с тем же Sokol уже был, когда партия, изначально предназначенная для индийских НПЗ, в итоге была отгружена в китайском порту Циндао.
«Sokol традиционно торгуется с премией в силу своих характеристик, поэтому сейчас в ценовой потолок такая нефть никак не „вмещается“. Однако индийские НПЗ в последние месяцы все больше закупают ближневосточную и венесуэльскую нефть, доказывая на практике, что российский сорт для них вполне заменим. Разумеется, Нью-Дели оправдывает свой торг за скидку якобы необходимостью соблюдать санкции Запада, под которые боится попасть. Но Индия делает это, в первую очередь, просто потому что может.
В текущем моменте у РФ нет рычагов воздействия на Индию и придется адаптироваться к поведению такого торгового партнера»,
— говорит эксперт.
Энергетика Индии сильно зависима от угля. Власти долгие годы последовательно трансформируют всю отрасль так, чтобы она работала на природном газе. Достижения действительно есть, хотя и ошибок хватает.
К примеру, мощности по производству СПГ удвоились с 2015 года — до 46 млн т в год, а вот потребление газа за этот же период увеличилось всего на 23%. Страна может принимать колоссальные объемы СПГ, но огромные мощности терминалов, как правило, простаивают.
По данным министерства нефти Индии, в первой половине 2023-го финансового года из семи терминалов три работали на уровне ниже 20% своей мощности, а еще три — на уровне ниже 40%. Только один терминал — «Дахедж» в Гуджарате — работал более чем на 90%. Кстати, проблема, как писали тогда в India Times, не столько в цене, сколько в нехватке инфраструктуры, которая связывает терминалы с потребителями в Индии.
И все же Crown LNG из Норвегии собирается инвестировать около $1 млрд в строительство еще одного СПГ-терминала в Индии мощностью 7,2 млн т. В теории, если все же решить проблемы с трубопроводами, соединяющими терминалы и ключевых потребителей на суше, это хороший повод для того чтобы «застолбить» определенный объем по сбыту СПГ на индийском рынке. Так что стратегия правильная, особенно если верить аналитикам из Bernstein, которые предрекают спрос на СПГ в Индии к 2030 году в 72,9 млн т в год. Для сравнения: в прошлом году страна импортировала 21,1 млн т, а в 2019 и 2020 гг. — по 25 млн т в год.
В таких условиях, когда Норвегия укрепляется на рынке, российскому СПГ (в 2023-м из РФ поставили в Индию около 432 тыс. т), возможно, придется потесниться. Это уже не говоря о поставках из Катара, которые в силу географических причин для Индии более выгодны, чем из РФ, США или Австралии.
Однако, по мнению Алексея Громова, опасность для российского СПГ в Индии не столько в конкурентах, сколько в санкциях США против российской отрасли. Рестрикции уже привели к тому, что французский инвестор в «Арктик СПГ 2» объявил о форс-мажоре по своим контрактам, т. е. в 2024-м отгрузки партий с этого проекта по ним не ожидаются.
«Для РФ проблема не в норвежских или других поставщиках СПГ в Индию, а в сложности организации сбыта российского СПГ, в нехватке соответствующих судов, которых сегодня и так дефицит на мировом рынке.
Наличие СПГ-танкеров — это вообще ключевой фактор не только для „Арктик СПГ 2“, но и для будущих проектов вроде терминала в Мурманске или „Обского СПГ“. Как только их начнут реализовывать, обязательно появятся новые санкции, а значит РФ нужно заранее их учитывать»,
— считает Алексей Громов.
В целом, Индия все еще важнейший покупатель нефти из РФ и в гораздо меньшей степени потребитель российского СПГ, хотя надо признать, что есть большой потенциал для роста. Но проблема в том, что Россия для самой Индии — это не единственный поставщик. До 2022-го индийцы как-то жили без российской нефти и тем более газа. Так что надо привыкать торговаться с Индией за скидки не только в 2024-м, а вообще всегда.