Стоимость бензина на АЗС России в 2024 году продолжает расти, хотя уже и не с такой динамикой, как в отдельные месяцы 2023-го. С 1 по 9 января 2024 года она увеличилась на 0,45%. При этом уровень инфляции, если верить данным Росстата, за тот же период был ниже — 0,26%. Масла в огонь подливают и некоторые события последних дней: поломка на крупнейшем НПЗ в России, вброс в СМИ информации о том, что возможно будет ограничен экспорт бензина, продолжение роста оптовых цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
На этой неделе все больше опасений в СМИ по поводу стабильности на топливном рынке РФ вызывают проблемы с работой НПЗ ЛУКОЙЛа в Нижегородской области. Однако нужно сразу оговориться, что рост цен на бензин в России, пусть и незначительный, наблюдался и до поломки на заводе. Средние розничные цены на бензин за период с 26 декабря 2023 года по 9 января 2024 года повысились на 26 копеек, до 54,90 рубля за литр.
Однако после того как 12 января поступила информация о проблемах на НПЗ в Нижегородской области, появился еще один повод для роста. Спусти три дня, 15 января, стоимость Аи-92 на СПбМТСБ выросла до 42,37 тыс. руб./т, хотя еще 10 января она была на отметке в 40,29 тыс. руб./т. Аи-95 поднялся до 45,56 тыс. руб./т. Безусловно, такой рост нельзя назвать чем-то сверхординарным. Но надо признать, что если ремонт «Нижегороднефтеоргсинтезе» затянется, то рынок продолжит реагировать повышением цены.
О приостановке работы технологической установки ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» стало известно 12 января. Позже поступили сообщения о том, что причина сбоя — поломка компрессорного оборудования иностранного производства, которая в итоге приостановила работу одной из двух установок каталитического крекинга. Проблема в том, что ремонтные работы могут завершить уже до весны, но вот с заменой оборудования в условиях санкций со стороны Запада ситуация крайне туманная.
В ряде российских СМИ в связи с этим даже появились осторожные предположения о возможном дефиците бензина на внутреннем рынке. Надо признать, что просто так со счетов такой НПЗ списывать тоже нельзя. Все-таки он крупнейший в РФ.
С другой стороны, почти сразу же от Минэнерго поступили сообщения, что ведомство и компании из нефтяного сектора уже разработали меры для продолжения бесперебойного обеспечения топливом рынка РФ на период ремонта Нижегородского НПЗ.
Безусловно, в стране имеются определенные мощности нефтепереработки, которые можно нарастить в случае форс-мажора. Впрочем, есть и еще один способ сохранить нужное количество топлива на внутреннем рынке РФ, не допуская дефицита, — ограничение экспорта моторного топлива. Напомним, не так давно, осенью 2023-го, правительство РФ подобное уже делало, причем это касалось и бензина, и ДТ.
В отдельных российских изданиях после 15 января все чаще стали фигурировать тезисы о том, что правительство якобы рассматривает возможность запрета экспорта бензина. О том, что такие обсуждения ведутся, также сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на источники. По словам одного из его собеседников, уже готовится соответствующий нормативный акт. Однако уже 16 января ТАСС со ссылкой на источник в правительстве сообщил, что правительство РФ пока не рассматривает и даже не обсуждает возможность запрета экспорта бензина.
Сообщения пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова в тот же день внесли еще больше путаницы.
«Вы же можете позвонить в правительство и спросить. Опять же, это просто некорректно будет, если мы это будем комментировать. Это все-таки „хлеб“ правительства»,
— ответил журналистам Песков на вопрос о возможном запрете экспорта.
Стоит отметить, что продажи российских нефтепродуктов за рубеж в последнее время увеличились. В первые 10 дней января этого года ежедневный экспорт бензина вырос до 20400 т. Для сравнения: в декабре он составлял в среднем 16600 т в день, а в ноябре — 7800 т в день.
Смогут ли другие НПЗ компенсировать выпадение из рабочего процесса Нижегородского НПЗ, чтобы и внутренний рынок РФ не пострадал, и экспорт не уменьшился? Это станет ясно уже в ближайший месяц. Но надо признать, что отрасль пытается заранее подготовиться к балансировке такой непростой ситуации.
Уже известно, что ЛУКОЙЛ попросил Минэнерго внести изменения в график производства нефтепродуктов в России и в объемы биржевых продаж. Более того, нефтегазовая компания даже обратилась к другим корпорациям в нефтепереработке — к своим конкурентам — с предложением увеличить поставки до 200 тыс. т Аи-95, причем не только в январе, но и в феврале.
Все это хоть и можно назвать несколько нестандартной ситуацией для российского топливного рынка, но нельзя рассматривать в качестве критических изменений, которые приведут к дефициту или к сильным скачкам (вверх) стоимости бензина. Более подробно об этом рассказал управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.
«Мы ожидаем сохранения цен после реакции рынка на события на Нижегородском НПЗ в течение первого квартала на текущем уровне, допуская небольшое снижение (это низкий сезон и за это время должна быть запущена установка) и среднесрочно ожидаем умеренного роста по итогам 2024 года (в пределах 5-7%)»,
— говорит эксперт.
Что касается ограничения экспорта бензина из РФ, то Kasatkin Consulting не ожидают введения таких ограничений. Дмитрий Касаткин подчеркнул, что в случае своевременного завершения ремонта потеря для рынка составит 1-2% от годового объема производства, что может быть легко компенсировано за счет других игроков.
«В случае введения ограничений, во-первых, будет ряд исключений, на которые может приходиться до половины объема, а во-вторых, эти ограничения будут кратковременными, и их влияние на цены на внутреннем рынке окажутся не столь значительным в отличие от значительной просадки маржинальности экспортоориентированных НПЗ»,
— резюмировал эксперт.