Posted 15 января, 11:29

Published 15 января, 11:29

Modified 15 января, 11:31

Updated 15 января, 11:31

Эксперт Гусев: В 2024 году регуляторы могут задуматься об очередном запрете экспорта

15 января 2024, 11:29
Главный энергетический итог 2023 года — это ввод запрета экспорта, которого не было лет десять.

Топливный рынок в прошедшем 2023 году принес много сюрпризов. Никто не был готов не только к росту оптовых и розничных цен на ГСМ, но и к дефициту бензина и дизеля. Казалось бы «протокол Козака» должен оградить российских потребителей от такого безобразия, но и его действие, судя по всему, имеет свои пределы. Стоимость ГСМ начала расти уже в августе, в ряде регионов аграриям не хватало дизеля для сбора урожая, был остановлен северный завоз. Чтобы насытить внутренний рынок, кабинету министров пришлось даже вводить временный запрет на экспорт топлива.

При этом не стоит забывать, что в 2024 году налоговый маневр окончательно вступает в свои права. То есть экспортировать нефть становится значительно выгоднее, чем перерабатывать и продавать на внутреннем рынке.

Об итогах прошедшего года, а также будущих «точках силы» и «точках роста» внутреннего рынка топлива «НиК» расспросил у Дмитрия Гусева, заместителя председателя правления Ассоциации «Надежный партнер».

«По большому счету от топливного рынка ничего особого ожидать не нужно, поскольку каких-то системных мер не принято. Рынок остается все в том же состоянии ручного регулирования. Проводятся совещания у вице-премьера Александра Новака, контролируется уровень предложения. Потом опять начнется сезон, и снова все будут смотреть на спрос, предложение, и начнут задумываться над тем, стоит ли запрещать экспорт.

Между тем, «точка роста» и «точка силы» всего топливного рынка — не только бензина и дизеля, но и СУГов, водорода, метана и биотоплива — будет в базовых основополагающих документах, которых до сих пор нет.

Главный энергетический итог 2023 года — это ввод запрета экспорта, которого не было лет десять. Прогноз на 2024 во многом связан с возможной сменой правительства, которая гипотетически сулит какое-то положительное движение на рынке.

С другой стороны, налоговый маневр никто не отменял, и заниматься развитием глубокой переработки никто не собирается. Задач по системному реформированию ТЭКа, переформатированию и приспособлению отрасли к новым условиям пока никто решать не хочет. Это касается вопросов импортозамещения и перехода к глубокой переработке. Отрасль является бюджетоформирующей, поэтому маловероятно, что даже обновленный состав правительства сможет что-то глобально сделать с топливным рынком, а также перевести отрасль с экспорта нефти и газа на глубокую переработку углеводородов. Пока это выглядит как сказка», — сказал Дмитрий Гусев.