В экспертной среде стали распространяться слухи о возможном снижении выпуска бензина в стране на 200 тыс. тонн в месяц. Такое сужение производства якобы может произойти из-за поломки на заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегородоргсинтез» (НОРСИ) в Нижегородской области установки каталитического крекинга.
Но главная проблема заключается в том, что, по просочившейся в СМИ информации, ЛУКОЙЛу сложно завершить ремонт на НПЗ из-за отказа иностранного компрессорного оборудования, которое теперь включено в список санкционных товаров. Собственно, это первый такой прецедент в отрасли.
Тем не менее компания уже сообщила, что будет стремиться завершить ремонт на установке каталитического крекинга на НПЗ НОРСИ до весны, когда начнется высокий сезон и спрос на топливо пойдет вверх.
Кстати сегодня, 15 января, бензин на бирже продолжил рост: по национальному индексу АИ-92 прибавил 1,95%, достигнув в цене 42374 рублей за тонну, АИ-95 вырос на 1,52%, до 45,562 рублей за тонну. Мазут ро активно и стал стоить 23095 рублей за т. Тонна ДТ летнего прибавила и стоит 52607 рублей/тонна. Разве что зимний дизель подешевел до 62901 рубля за тонну. Однако резкие колебания биржевой стоимости топлива пока отсутствуют.
О том, что ждет российский топливный рынок после аварии на заводе, «НиК» спросил у зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева.
«Пока нет четкой причинно-следственной связи между ростом цен и аварией на НОРСИ. Для многих сегодня первый рабочий день после новогодних праздников. Объемы на рынке пока те же, что и раньше, глобально ничего не поменялось. Пока говорить о какой-то новой тенденции сложно, надо дождаться заседания биржевого комитета 17 января, после которого ситуация немного прояснится.
Рано говорить и о том, какой процент топлива уйдет с рынка. Всегда можно дополнительно загрузить существующие мощности. В России достаточно емкости для роста выпуска топлива. Кроме того, практика показала, что если кто-то не захочет наращивать производство, правительство может включить запрет экспорта ГСМ. Поэтому Минэнерго в любом случае способно благополучно решить проблему с сокращением выпуска нефтепродуктов на нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа.
С учетом плотного внимания регуляторов (ФАС и Минэнерго) к топливному рынку России, сейчас вряд ли кто-то допустит резкого роста цен на ГСМ.
При этом нынешнее увеличение стоимости нефтепродуктов на бирже происходит из-за желания рынка отыграть эту новость про ЧП на НПЗ. Но цены как пошли вверх, так и пойдут вниз»,
— уверен эксперт Гусев.