Posted 12 января, 13:44
Published 12 января, 13:44
Modified 12 января, 13:46
Updated 12 января, 13:46
В Управлении энергетической информации (EIA) при Минэнерго США обещают новые рекорды по добыче нефти в США в течение двух лет. Правда, тут же признаются, что рост хоть и будет, но все же замедлится. В EIA считают, что добыча черного золота увеличится в 2024 году в среднем до рекордных 13,21 млн б/с, а 2025-м составит 13,44 млн б/с. Для сравнения: в 2020-м было 11,3 млн б/с, в 2021-м — 11,19 млн б/с, в 2022-м — 11,87 млн б/с
Надо отдать должное, Минэнерго США звезд с неба не хватает, о невероятном прорыве в отрасли не говорит, лишь осторожно отмечая медленный рост. Почему медленный, будет ли этот рост вообще и что ему мешает развиваться более интенсивными темпами?
В ежемесячном прогнозе EIA говорится, что рост добычи связан именно с улучшением эффективности эксплуатации нефтяных скважин. При этом в ведомстве признают тенденцию снижения числа самих буровых установок в стране, причем именно активных.
Разумеется, никто не переживает из-за того, что рекордное производство нефти в США и призывы Белого дома на протяжении всего 2023-го увеличивать добычу крайне плохо соотносятся с «зеленой» стратегией президента США Джо Байдена.
В беседе с «НиК» замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил, что в США увеличивались капзатраты в нефтедобычу и это дало результат во второй половине 2023 года. Однако объемы извлечения углеводородов все равно оказались не такими впечатляющими, как в том же 2018 году, когда всего за год уровень нефтедобычи вырос на целых 2 млн б/с.
«В 2023-м действительно появился рекорд. Но не сказать, чтобы он был сильно выше предыдущего, который наблюдался всего 3 года назад (в марте 2020-го — 13,1 млн б/с). Исходя из накопленных данных о добыче в 2023-м, в Минэнерго прогнозируют и объемы 2024-го. Понятно, что будут годовые колебания, в том числе вызванные погодой (ураганами). Но увеличение нефтедобычи в США упирается в довольно банальную проблему — добытчикам низкие цены на черное золото не нужны.
Инвесторы вкладывали свои средства в отрасль, когда цена была около $100 за баррель, прошли год-полтора, цена опустилась. Число желающих инвестировать в добычу уменьшилось. Да, американские компании уже не раз добивались большого роста добычи, когда стоимость нефти была на высоких отметках, после чего ценник „больно“ падал вниз. Но в 2022–2023 гг. они стали осторожнее, рост добычи не стал взрывным»,
— говорит эксперт.
Александр Фролов подчеркнул, что текущие ценовые условия на рынке не позволяют вкладывать в нефтедобычу США с той же интенсивностью, что год или два назад. Мало того, что большая часть уходит на выплаты дивидендов акционерам, так еще и огромная доля капзатрат теперь уходит на поддержание уже текущих объемов добычи.
«Что же касается слияний и поглощения крупными нефтегазовыми компаниями США более мелких американских сланцевых добытчиков, то это процесс вполне ожидаемый и для Штатов вполне традиционный. Он, по сути, начался еще в 2014 году и органично развивается в соответствии с конъюнктурой рынка. Крупные игроки, обладая большими ресурсами и не завися только от сланца, лучше выживают, поэтому все активнее поглощают более мелких, которые не способны приспособиться к жестким условиям на рынке»,
— заключил эксперт.
В целом, стратегия увеличения добычи нефти в США отлично гармонирует с желанием Вашингтона ограничить влияние ОПЕК+ на мировом рынке черного золота. Да, США «вбросили» на рынок не настолько много нефти, чтобы картель полностью перестал влиять на цены. Но какой-то эффект на снижение цены нефти американская отрасль все же оказала. Для Белого дома даже чисто в политическом плане было бы отличным сценарием, если бы доля США в мировом производстве черного золота постепенно затмевала ОПЕК+.
Но проблема в том, что сам нефтегаз США не может, а точнее не хочет этого. Во-первых, все прекрасно помнят 70% обвал цен на нефть в 2014–2016 гг. — времени, когда взрывной рост сланцевой добычи в Штатах сыграл с американскими нефтяниками злую шутку в виде профицита предложения.
Во-вторых, у крупных и мелких игроков нефтегазовой отрасли США нет особого желания инвестировать все свободные средства в отрасль, которая уже через пару лет может оказаться под еще большим «зеленым» давлением (улавливать СО2, платить за выбросы, выживать в условиях падения спроса на топливо из-за электромобилей и т. п.).
В-третьих, в США есть проблемы экономического характера, которые объективно делают добычу нефти более дорогой. Если верить данным аналитикам из Barclays, то расходы в добывающей промышленности Штатов уменьшатся в 2024 году всего на 1%, до $141 млрд. А ведь в 2023-м они выросли на 22%. Отчасти из-за этого и снижается число активных буровых в стране.
Все это в сумме заставляет усомниться в увеличении объемов по добыче углеводородов в Штатах в кратко- и среднесрочной перспективе. Об этом, кстати, не стесняются говорить даже сами участники отрасли. К примеру, глава EOG Resources (один из крупных игроков на рынке по добыче сланцевой нефти и газа в США) в начале этого года заявил, что рост добычи в США не достигнет и половины от наблюдавшегося роста в 2023 году.
К этому важно еще и добавить консолидацию нефтянки в США. В 2023 году было заключено непривычно большое количество сделок по поглощению и слиянию. Самые крупные из них:
В целом же, в крупнейшем по запасам сланцевой нефти бассейне Permian за 2023 год, судя по отчетам WoodMac, было заключено таких сделок на сумму более $100 млрд.
Выходит, крупнейшие игроки в нефтегазовой сфере США тратят десятки миллиардов долларов не на разведку и установку новых буровых, а на приобретение уже действующих. При этом на протяжении 2022–2023 гг. мейджоры нефтедобывающей отрасли последовательно игнорировали призывы и угрозы Белого дома, требующего активнее наращивать добычу. Вряд ли в 2024 году они же, обладая еще большим весом в сланцевой добыче США, поступят иначе.
Илья Круглей