Posted 10 января, 17:23
Published 10 января, 17:23
Modified 10 января, 17:25
Updated 10 января, 17:25
На сегодня основное внимание приковано к развитию ситуации с кризисом транспортной артерии — Суэцкого канала — в Красном море. Хуситы из Северного Йемена держат лицо и продолжают атаки на торговые суда, проходящие через Аденский залив. И подтягивание коалиционной группировки ВМФ европейских стран и США их пока не останавливает.
Более того, хуситы сегодня атаковали военные корабли коалиции, которая обеспечивает выполнение военно-морской операции «Страж процветания». Именно о такой угрозе эскалации я писал не далее, чем вчера. Все атаки йеменских повстанцев были отражены. Две крылатые ракеты и одна баллистическая, летевшие в сторону боевых кораблей США и Великобритании, были сбиты силами объединенных военно-морских единиц. А 18 БПЛА от хуситов можно даже не брать в расчет, поскольку они эффективны для атак гражданских судов, но боевым современным кораблям не несут реальной угрозы.
Вследствие этих действий цена нефти марки выросла до $78 за баррель. Складывается такое впечатление, что хуситы работают не на независимость палестинцев от Израиля, а на повышение цены нефти на мировых рынках. Кто им это мог заказать, вопрос спорный. Учитывая, что их активно спонсирует Иран, можно подумать и на него. Ведь при общем росте мировых котировок нефти для Ирана открывается окно возможностей продавать свою подсанкционную нефть по хорошей цене относительно мировых котировок. Как Тегеран делал это ранее, снабжая значительными объемами нефти азиатский рынок, в первую очередь Китай.
Но в конце прошлого года стоимость нефти на мировых рынках стала снижаться, несмотря на усилия стран ОПЕК по сокращению добычи и экспорта. Поэтому чисто идеологическая подоплека нагнетания кризиса в Красном море йеменскими хуситами вызывает большие сомнения.
Объединенный запад ввел в обиход такое понятие, как «теневой флот». Этот термин применялся к танкерам, которые перевозят нефть из Ирана и Венесуэлы, а теперь еще и из России потребителям, в основном в азиатском регионе. Одним из официальных аргументов для усиления контроля и введения санкций против теневого флота было то, что подобные суда имеют большой срок эксплуатации и угрожают мировой экологии за счет своей ненадежности.
Однако эксперты выяснили, что вопли «волки-волки» несколько преувеличены.
Одно дело, когда Объединенные Арабские Эмираты запретили вхождение в свои порты торговых судов под флагом Камеруна. Эти действия объяснимы, поскольку, несмотря на довольно приемлемые отношения с Россией, ОАЭ не хотят идти на открытую конфронтацию с «Большой семеркой» которая ввела предельные цены на экспорт нефти из РФ. А под флагом Камеруна большинство танкеров, по некоторым данным, выполняют задачи по поставке российских углеводородов покупателям.
Оказалось, что нефтяные танкеры, которые используются для транспортировки мире, в среднем имеют 12,9 лет. И это не предельный срок для подобного вида судов. Более того, история аварий с танкерами показывает, что наиболее крупные происходили с достаточно новыми судами.
Но России вменяют то, что ее «теневой флот» из 20-летних судов грозит загрязнением мирового океана в случае аварий (которых не было), поскольку эти суда используют бункеровку борт в борт в открытом море, перегружая черное золото на другие танкеры для обхода введенных санкций.
И вот на фоне этих обвинений крупные экспортеры нефти, вроде Vitol или Trafigura, выжимают из старого танкерного флота все соки и не вовсе не спешат переходить на передовые технологии, которые отвечают климатической повестке, так любимой США и ЕС. Как-то не видно серьезных закупок танкеров и газовозов на водородном топливе или экологичном метаноле из жира от картошки фри. Деньги считать умеют все, но претензии предъявляют только России.
Хорошего вам завтра!