Нападения хуситов на торговые суда в Красном море не оказали сильного воздействия на нефтяные потоки, однако экспорт нефти из США в Европу в декабре достиг рекордных 2,3 млн баррелей в сутки, пишет Reuters.
В декабре в Красном море ежедневно находились в среднем 76 танкеров с нефтью или топливом. Это на 2 меньше, чем в ноябре, и на 3 — чем за 11 месяцев 2023 года, согласно данным службы отслеживания судов MariTrace.
Хуситы в основном атаковали суда, не связанные с перевозкой нефти. С 18 по 22 декабря, когда атаки стали частыми, танкерный трафик снизился до 66 судов, но позже восстановился, по данным MariTrace. А вот трафик контейнеровозов упал на 28% во второй половине декабря по сравнению с ноябрем.
Аналитики отмечают, что многие танкеры перевозят через Суэцкий российскую нефть в Индию, и хуситы не заинтересованы их атаковать. Также Суэцким каналом в декабре пользовались Gunvor Clearlake, индийские Reliance и Bharat Petroleum, саудовская Aramco Trading Company и даже американская Chevron (танкер Chevron Delta Poseidon прошел Суэц в конце декабря).
Азиатские потребители нефтепродуктов сообщают, что поставки через Суэцкий канал остаются стабильными и вряд ли приведут к росту цен на азиатском рынке.
Другое дело Европа. По данным Kpler, перебои в сообщении с востока на запад в основном затронули европейский импорт ДТ и авиакеросина, а с запада на восток — поставки мазута и бензина с европейских НПЗ на Ближний Восток, в АТР и на восток Африки. Британская BP и норвежская Equinor — в числе тех, кто отправляет свои танкеры в обход Красного моря, вдоль африканского побережья через мыс Доброй Надежды.
Более того, в Vortexa утверждают, что танкеры, которые меняют направление, зафрахтованы или компаниями, которые объявили о приостановке движения по Красному морю, или компаниями, связанными с США и Израилем.
Аналитик Kpler Мэтт Смит считает, что европейские покупатели сырой нефти обращаются к американским поставкам, и именно это обусловило рекордный импорт из США в ЕС в объеме 2,3 млн б/с. Скорее всего, импорт будет расти и дальше, пока неопределенность ситуации в Красном море сохраняется.
Также стоить отметить, что с начала декабря ставки фрахта выросли примерно вдвое, согласно данным компании Marhelm, занимающейся анализом судоходства. Так, фрахт Suezmax с начала декабря обходится в $85 тыс. в сутки, Aframax — $75 тыс./сутки.
Напомним, Суэцкий канал соединяет Красное и Средиземное моря, то есть акватории Атлантического и Индийского океанов, и является коротким путем из Европы в Азию. По каналу ежедневно проходит до 12% судоходных поставок всей глобальной торговли.