2023 год сильно изменил российский газовый экспорт. «Газпром» был вынужден резко сократить поставки сетевого сырья в Европу из-за подрыва трех ниток «Северных потоков» осенью 2022 года. Кроме того, из двух ниток украинского транзита осталась только одна. Газопровод «Ямал — Европа» был остановлен еще весной прошлого года. Поэтому российский сетевой газ фактически ушел с европейского премиального рынка, а Евросоюз значительно увеличил импорт СПГ из России.
О том, каковы перспективы российского газового импорта, а также глубокой переработки нефти и газа, «НиК» расспросил Марию Белову, директора по исследованиям «Имплементы».
НиК: Каковы экспортные перспективы российского трубного газа и СПГ?
— По итогам 2023 года экспорт российского трубопроводного газа в европейском направлении составит порядка 45 млрд куб. м, из них в ЕС — 23 млрд куб. м. Что касается его будущего, оно будет прежде всего зависеть от политики. Если ситуация будет развиваться в текущем русле, ЕС, скорее всего, с опережением реализует свой план по отказу от российского газа (пока срок обозначен в 2027–2030 г.). Если же будет взят курс на восстановление экономических связей, Россия может претендовать на экспорт в Европу до 80-90 млрд куб. м в год.
Экспорт российского СПГ в 2023 г. составит до 31 млн т, из них в Европу было отправлено более 60% — 19,5 млн т. Напомню, что пока сжиженный газ не попал под санкции ЕС, хотя в ноябре в санкционный список США попал проект «Арктик СПГ 2», поставки продукции с которого должны стартовать в начале следующего года. В текущих условиях не очень понятно, сможет ли этот газ попасть в Европу. Что касается долгосрочных перспектив, правительством РФ поставлена задача увеличить экспорт СПГ до 100 млн тонн в 2030 г. И она выполнима. Правда, если американские санкции будут масштабированы, то, скорее всего, темпы вводов новых СПГ-проектов в России замедлятся.
НиК: Какие, на ваш взгляд, главные энергетические итоги года, и каков прогноз на следующий?
— Важный итог года — это существенное снижение цен на природный газ относительно рекордных уровней 2022 года. Они сократились в 2-3 раза в зависимости от региона, однако по-прежнему остаются на высоком уровне, что обусловлено, в первую очередь, сокращением поставок российского трубопроводного сырья в Европу и стремлением региона заместить их за счет наращивания импорта СПГ. В среднем по 2023 г. спотовые цены природного газа составят:
В соответствии с текущими ожиданиями, в 2024 году цены установятся на уровне порядка $620/тыс. куб. м в АТР и $600/тыс. куб. м в Европе. На более долгосрочном горизонте ожидается постепенное снижение котировок в результате запуска новых проектов СПГ и формирования профицита на мировом рынке сжиженного газа.
Для российской газовой отрасли на фоне продолжающегося сокращения трубопроводных поставок в Европу значимым стало подписание дорожных «газовых» карт с Казахстаном и Узбекистаном. Для «Газпрома» это не только рынки сбыта газа, но и возможность участвовать в проектах по его переработке.
В следующем году хотелось бы ожидать успешного завершения переговоров по проекту «Сила Сибири 2», а также пожелать НОВАТЭКу преодолеть барьеры, возникшие в связи с американскими санкциями в отношении проекта «Арктик СПГ2» .
НиК: Как чувствует себя нефтегазохимия в условиях санкций, и каковы ее перспективы?
— По итогам 2023 года можно констатировать, что российская нефтегазохимическая отрасль неплохо справляется с санкциями. Часть ранее ориентированной на западные страны продукции была перенаправлена на внутренний рынок, часть — в дружественные страны.
В нефтехимии большинство сегментов обеспечены отечественным сырьем. При этом рынок по-прежнему обладает большим потенциалом для импортозамещения химической продукции.
Производство полимеров по итогам года увеличится примерно на 2% относительно 2022 года, прежде всего за счет полиэтилена и полипропилена. Положительный тренд сохранится и на 2024 году. В России реализуется целый ряд мегапроектов в нефтехимии: к 2030 году мощности могут вырасти почти в 3 раза, которые выглядят достаточно конкурентоспособно в сравнении с зарубежными.
Для дальнейшего импортозамещения в нефтехимии требуется развитие новых производств отдельных марок полимеров.
Если говорить о газохимии, по результатам 2023 года производство аммиака и метанола находится чуть ниже уровней 2022 года. На рынке удобрений наблюдается достаточно неплохое восстановление относительно предыдущего года.
Вероятно принятие финального инвестиционного решения по некоторым крупным газохимическим проектам. Также в 2024 года рынок ждет открытия терминала по перевалке аммиака в Тамани.