Posted 2 января, 15:48

Published 2 января, 15:48

Modified 2 января, 15:57

Updated 2 января, 15:57

Пробиты пол и потолок, поворот газа на Восток и и горячее Красное море

2 января 2024, 15:48
Уходящий год был богат на самые разные события, которые происходили как в российском нефтегазе, так и за его пределами. И все они были связаны в большой клубок, поскольку в этой отрасли все настолько влияет друг на друга, что границы между странами фактически стираются

Попробуем пробежаться по самым значимым событиям уходящего года, чтобы вспомнить, как все развивалось и к чему привело. А что касается прогнозов, то кто сделает это лучше, чем наши эксперты. Их мнение вы можете увидеть на нашем портале. Итак, обо всем этом далее — подробнее

 

ОПЕК достиг дна, а российская нефть пробила потолок

Этот год ознаменовался продолжением борьбы картеля ОПЕК и примкнувших к нему стран в виде соглашения ОПЕК+ за сохранение цен на нефть.

Борьба была тяжелой и непримиримой. Страны-производители нефти боролись с потребителями за то, чтобы не дать ценам свалиться к уровням $50-60 за баррель. А без усилий ОПЕК+ такое было бы вполне возможно.

Страны-члены ОПЕК весь год придерживались договоренностей о сокращении добычи, вводили новые ограничения, спорили между собой об уровнях этих сокращений и даже в процессе потеряли одного из членов — Анголу. Правда, также и приобрели нового в виде Бразилии.

Но в целом к концу года, несмотря на бешеный темп роста добычи в США, признаки мировой рецессии и медленное послековидное восстановление Китая ОПЕК+ смогли удержать цены почти в районе $80. Но далось это с большим трудом. В следующем году существующий уровень цен сможет поддержать только рост спроса и одновременный дефицит предложения. А вот сбудутся ли эти надежды — вопрос интересный.

России в этих условиях пришлось воевать на два фронта: в рамках ОПЕК+ не дать пробить ценам дно, а с другой стороны — пробить потолок цен, установленный странами G7 для морских поставок российской нефти.

Потолок цен сыграл большую роль в мировой торговле нефтью и напрямую отразился на экономике многих стран, хотя основной целью потолка было уменьшить доходы от экспорта нефти из России.

Российскому нефтегазу удалось переориентировать потоки нефти на Восток, на чем очень неплохо поднялись Китай и Индия. Покупая дешевую нефть из РФ, Индия и Китай хорошо зарабатывали на ее переработке и продаже топлива в ту же Европу, но уже совсем по другой цене. Так что можно сказать, что за «потолок» нефти западные страны заплатили из своего же кошелька.

Кроме того, российские нефтепродукты (как и нефть) все равно попадали на мировые рынки, обходя «потолочные» ограничения. Нефтегазовые доходы России в прошлом году составили 9 трлн рублей, что примерно на уровне 2021 года, но на 2,5 трлн ниже 202-го, когда цены были выше.

А вот Европе пришлось потратиться, так как из-за всех ограничений стоимость энергоресурсов для европейских стран оказалась выше.

Особенно это стало заметно, когда на фоне топливного кризиса в РФ, роста стоимости топлива на внутреннем рынке и его дефицита правительство РФ ввело запрет на экспорт всех видов топлива, чтобы сбалансировать внутренний рынок и вот тут уже развернулись индийские и китайские НПЗ, производя топливо для Европы из российского сырья, поскольку экспорт нефти не сократили.

 

Меняем сухой газ на сжиженный

После закрытия трубопроводного экспорта газа из России в Европу было необходимо быстро найти альтернативные рынки для продажи газа. Газовые компании РФ и в этом сегменте довольно быстро сориентировались — возрос экспорт СПГ. На сжиженный газ санкции не вводились, и европейские потребители до сих пор продолжают покупать СПГ из России, несмотря на разные заявления политиков, отрицающих этот факт.

Например, с декабря 2022 по октябрь 2023 года страны ЕС закупили у России ископаемого топлива на €35,7 млрд. Причем за сжиженный природный газ страны ЕС заплатили России даже больше (€8,4 млрд, или 50,88%), чем неевропейские страны (€8,1 млрд, или 49,12%).

Тем не менее, РФ удалось в значительной мере заместить объемы трубопроводного газа для Европы его сжиженным вариантом. Причем СПГ поставляется не только на Запад, а и в солидных объемах в страны Азии.

США не могли не заметить такой поворот и решили действовать радикально — ввели санкции на совместный проект «АрктикСПГ-2». И этот односторонний демарш Штатов был расценен как выстрел в ногу соседу. Вернее, соседям.

Дело в том, что акционерам «АрктикСПГ-2», в числе которых Франция, Япония и Китай, как-то совсем не понравились такие меры со стороны США, о которых их никто не предупредил. Возникла форс-мажорная ситуация — иностранным акционерам нельзя финансировать «АрктикСПГ-2» и закупать с него газ.

Япония и Китай уже высказали свое недовольство такими мерами. Обращение к США с просьбой снять запрет на заключенные контракты по СПГ от «АрктикСПГ-2» уже направили Япония и Китай. Учитывая серьезную зависимость страны Восходящего солнца от поставок газа из РФ, можно предположить, что Штаты пойдут им на уступки, а Китай также сможет найти рычаги воздействия на госдеп США. При этом, японские компании уже рассматривают альтернативные варианты закупки объемов газа и тоже у российских компаний, в частности «Газпрома».

Стоит отметить, что весь прошедший год российские политики и руководители нефтегазовых компаний активно продолжали переговоры с Китаем о наращивании объемов экспорта газа.

Но пока заменить утраченные в Европе объемы экспорта газа заменить поставками на Восток не удается. Да и перспективный для РФ проект газопровода «Сила Сибири-2» пока еще никак не обретет свои реальные очертания в переговорах.

 

Морской бой

Потолок на нефть от «большой семерки» показал еще и то, как к таким мерам относятся судоходные компании. Несмотря угрозы США и Великобритании о страшных мерах для тех судов, которые будут возить сырую нефть из России ниже «потолка» цены, греческие и мальтийские танкеры прекрасно продолжают возить российскую нефть в Индию и Китай, которые активно ее покупают.

При этом, отвернувшись от Европы, РФ создала так называемый «теневой флот» для перевозки своей экспортной нефти. Это зачастую старые суда, которые вполне справляются со своей задачей. Они получают необходимые документы у независимых от запада страховщиков и прекрасно работают на маршрутах в Китай и Индию. «Грозные меры» от США пока коснулись только трех таких судов, да и то весьма опосредованно. Греки и киприоты делают еще проще — показывают своим госорганам пакет документов, в котором указано, что нефть куплена в России в пределах ценового потолка и идет независимому покупателю в Дубай, который является «прокладкой» и потом эта нефть отлично продается на индийские НПЗ по цене немного ниже мировых рыночных, но выше «потолка». Такие вот довольно простые схемы, но они позволяют РФ успешно обходить ограничения на экспорт.

Но вот настоящий морской бой начал разворачиваться в прошлом году в Красном море. Через Суэцкий канал и потом по Красному морю идет 12% мировой торговли.

После дальнейшей эскалации военного конфликта в секторе Газа Красное море тоже фактически стало ареной боевых действий.

Хуситы из Северного Йемена, которые поддерживаются Ираном, начали атаковать торговые суда в Красном море ракетами и дронами, производить пиратские захваты судов.

На этом фоне многие транспортные компании направили свои суда в обход «горячего моря», что привело к росту ставок фрахта и удлиннению маршрутов.

США направили в Красное море свои ВМС, но пока это мало влияет на ситуацию. А тем временем нефть подросла почти на полтора процента.

Следующий год будет для мировой энергетики не менее трудным, чем предыдущий, но очень интересным!

Хорошего вам нового года!

Подпишитесь