Маршрут соединения электросетей Литвы с Польшей зависит и от безопасности, а сухопутный предпочтительнее морского, считают в литовском Минэнерго. Поэтому смычку электросетей двух стран произведут сухопутным путем, а не по дну моря.
В литовском ведомстве рассказали, что прокладка сетевого оборудования рядом с железной дорогой Rail Baltica будет еще и существенно дешевле. Насколько, не пояснили, но ранее подводная смычка оценивалась в €1,7 млрд.
Вильнюс хочет синхронизировать электросети Прибалтики и ЕС уже в следующем году, хотя планировалось это сделать в конце 2025 года. Вероятно, текущее решение связано с аварией на подводном газопроводе Balticconnector и подводном оптоволоконном кабеле связи между Эстонией и Финляндией. Их, по предварительным данным, повредил якорь китайского судна в Балтийском море.
Напомним, Литва, Латвия и Эстония входят в БРЭЛЛ — электроэнергетическое кольцо, регулирующееся централизованное и названное по буквам первых стран объединенной энергосистемы: Белоруссии, России и трех стран Прибалтики. Однако балтийские страны не хотят получать электричество из РФ, предпочитая переориентироваться на покупку электроэнергии в Европе (и неважно, сколько оно будет стоить, мотивы переключения далеки от экономики). Прибалтийские страны подписали договор, по которому подготовительные работы должны закончится к 2025 году. Литва настаивала, чтобы переключение прошло раньше, но Эстония заявила, что не успеет подготовить свои электросети.