Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в интервью РБК рассказала, что российский банковский сектор живет под санкциями уже с 2014 году, поэтому успел адаптироваться.
Однако проблемой остаются международные платежи, блокировка активов частных инвесторов. Заморозку резервов ЦБ Набиуллина рассматривает в качестве негативного сигнала для всех центральных банков. При этом она отметила, что ЦБ России обязательно ежегодно учитывает сценарии по усилению санкционных ограничений.
По словам Набиуллиной, остается проблемой доверия к банкам из-за блокировки активов. Это ставит под угрозу инвестирование и рынок капитала.
Что касается валютных интервенций, то в случае стоимости нефти в размере $88–90 за Brent, Банк России может вернуться к покупке валюты, но пока, в январе, будет идти ее продажа.
При этом глава Центробанка считает, что продажа валюты экспортерами — мера временная, поскольку компании начинают обходить подобные ограничения. Кроме того, это затрудняет международные расчеты. Набиуллина также отметила, что продажа валютной выручки не является главным для курса рубля. На него больше влияет платежный баланс, экспорт, импорт в рублях. Однако в ноябре 2023 года экспортеры могут продать почти 100% своей валютной выручки.
Напомним, что американский Минфин ранее объявил о намерение использовать вторичные санкции против банков, которые содействуют сделкам с российскими компаниями, пишет Bloomberg
При этом агентство указывает, что это не однозначное решение. По сути, оно звучит как ультиматум: либо вести бизнес с Россией, либо сохранить доступ к мировой финансовой системе. Однако эти вторичных санкций, как отмечают эксперты агентства, является спорными, поскольку потенциальные последствия этого шага трудно предсказать.
«НиК»: не так уж и сложно, просто количество сделок в юанях, драхмах и рублях вырастет. Соответственно, положение американского доллара и евро в качестве резервных валют, пошатнется.