Растущие день ото дня цены на бензин заставляют автомобилистов пристально следить за расходом топлива. Ведь если соблюдать ряд условий — отключить тот или иной функционал, не возить тяжести, не превышать скорость и пр. — то можно сэкономить приличный объем топлива, а значит, и личный бюджет.
В числе главного фактора, влияющего на расход бензина, специалисты называют неисправность транспортного средства. Так, износ двигателя и сцепления, свечей зажигания способен увеличить потребление бензина, поскольку водителю, чтобы тронуться с места, приходится наращивать обороты, переключаться на более высокую скорость и пр. Возрастающая нагрузка «забирает» дополнительное топливо у автомобиля. Вот почему важно вовремя проходить техническое обслуживание и производить надлежащий ремонт авто.
Также потребление бензина может возрасти, если автовладелец активно использует дополнительный функционал — кондиционер, систему обогрева, магнитолу, подогрев сидений, видеорегистратор, яркий свет фар и пр. Если использовать все эти навороты, об экономии бензина можно забыть.
Перерасход бензина происходит при перегрузке транспортного средства, когда багажник забит грузом, а салон — пассажирами. Сюда же стоит отнести случай, когда автовладельцы любят крепить на машину дополнительные багажники, прицепы и пр. В этом случае при движении увеличивается аэродинамическое сопротивление, а это влечет расход горючего сверх нормы. Опять же никакой экономии.
Шины и колеса тоже имеют значение. Так, при использовании колес большего размера и приспущенных шин (это может возникнуть из-за перепада температур, например) возрастает расход бензина. Кроме того, на расход бензина влияет стиль вождения. Плавный и мягкий — экономит топливо, тогда как резкий старт и торможение дадут о себе знать преждевременно опустевшим бензиновым баком.
Влияет на быстрый расход топлива и фактор сезонности. Так, все россияне знают, что зимой машина потребляет куда больше горючего. Почему так происходит и намного ли возрастает расход топлива?
«Зимой расход топлива возрастает на 15–30%, — отвечает директор по коммуникациям ГК „Автодом“ и ГК „АвтоСпецЦентр“ Анна Уткина. — Это связано с рядом причин. Прежде всего, увеличивается сопротивление движению автомобиля на снегу. Второе — при низких температурах повышается вязкость машинных масел. Третье — автовладельцы начинают активно использовать системы обогрева салона. Помимо этого, мороз снижает эффективность работы аккумулятора и стартера».
Все эти факторы заставляют системы автомобиля потреблять больше энергии, а значит, издержки связаны с климатическими условиями, от них никуда не денешься. Получается, что сэкономить топливо зимой никак нельзя?
«Ключевой совет по экономному расходу топлива зимой — избегать чрезмерных прогревов автомобиля, — продолжает Анна Уткина. - В холодное время года многие водители практикуют длительный прогрев двигателя авто на холостых оборотах. Однако это приводит к повышенному расходу топлива. Достаточно дать мотору поработать 2-3 минуты и начать движение — на ходу транспортное средство прогреется быстрее, а экономия топлива составит до 10%».
Рассмотрим основные лайфхаки от опытных автомобилистов, применение которых позволит новичкам сократить случаи, когда транспортное средство будет работать с перерасходом драгоценного топлива.
Опытные автомобилисты знают, что расход бензина зависит от манеры вождения, условий парковки и даже ситуации на дорогах. При соблюдении описанных ниже правил можно весьма существенно сэкономить на топливе.
Автомобиль, попавший в пробку, стоит, а его двигатель работает вхолостую и не экономит, а тратит драгоценное топливо. Так что у пробок, помимо долгого ожидания, есть еще одна негативная сторона. Бывалые автомобилисты, если речь идет о мегаполисе или большом городе, рекомендуют строить маршрут так, чтобы не попадать в заторы. Сегодня это сделать довольно легко: существует много мобильных приложений, позволяющих отслеживать трафик, видеть пробки и объезжать их, тем самым экономя на расходе горючего.
При движении важно не допускать слишком высокой или медленной скорости — и то и другое увеличивает расход бензина. Оптимальная скорость при езде по городу — 60 км/час, по автомагистрали — 90 км/час. Чтобы соблюдать более медленную скорость на трассе, можно использовать устройство ограничения скорости (УОС). Есть и такой лайфхак — найти на трассе транспортное средство, движущееся с нужной скоростью, и ехать за ним либо впереди него. Кроме того, стоит помнить об интенсивности оборотов двигателя — чем они выше, тем больше расход бензина. Для его экономного использования необходимо придерживаться оборотов ДВС в пределах 2000–2500 оборотов в минуту.
При движении автомобиль преодолевает сопротивление воздуха — это мы знаем еще из школьного курса физики, из раздела по аэродинамике. Поэтому наличие на автомобиле дополнительного внешнего оборудования и деталей сделает движение затруднительным, что немедленно скажется на потреблении топлива — оно возрастет. Поэтому желающим сэкономить на бензине нужно снять навесные багажники, пороги, подножки, ступени и пр.
Сегодня на рынке производится множество гаджетов для машин. Среди них есть как действительно полезные, так и сугубо развлекательные, помогающие скоротать и сделать более комфортным время в дороге. К первым относятся кондиционер, видеорегистратор, камеры заднего вида, компрессоры, адаптеры и многое другое. Ко вторым можно причислить пылесосы для авто, зарядные устройства для телефона, систему обогрева сидений, спикерфоны, автозвук и пр. Работа всех этих фишек требует дополнительной энергии авто, а значит, не способствует экономии бензина.
Многие автовладельцы существенно экономят уже при заправке бензином. Идея кажется нежизнеспособной, но тем не менее это вполне реально. Делимся самыми проверенными советами от водителей со стажем.
Заправлять автомобиль ночью — дешевле. И вовсе не потому, что ночью на АЗС действует какая-то система скидок или сниженных тарифов. Все дело в физических свойствах бензина. Он являет собой смесь летучих углеводородов и способен «сужаться» при более низкой температуре и «расширяться» при жаре. Таким образом, летом в ночное время, когда температура воздуха ниже дневной, количество молекул бензина в приобретаемом объеме увеличивается. А вот днем потребитель покупает «расширенный» бензин, который затем потеряет в объеме.
Заливать бак под самую крышку — выгоднее, это реально экономит деньги. Как правило, на АЗС действуют скидки при заправке полного бака, и можно существенно сэкономить. Ну и потом, в полном бензобаке не будет образовываться влага на внутренних стенках. Она стекает на дно, копится, и топливо получается частично разбавленным. К тому же ездить с полным баком куда спокойнее — всегда уверен, что даже при непредвиденном маршруте хватит бензина, чтобы вернуться домой.
Сегодня можно существенно сэкономить, заправляясь на автоматических заправках. Для того чтобы автовладельцы не стояли в очереди, а заправлялись в режиме самообслуживания, на АЗС появляется все больше автозаправок. Тут имеется все необходимое для того, чтобы самостоятельно заправиться и произвести оплату: топливораздаточные колонки, терминалы для оплаты — как картами, так и наличными. Только обслуживаются они удаленно. А за счет того, что не нужно доплачивать персоналу на автозаправках, бензин здесь можно приобрести немного дешевле.
Автолюбители со стажем знают, что крупные сети заправок реализуют свои карты лояльности. Приобретя такие, потребитель может при каждой покупке бензина получать бонусные баллы. Ими впоследствии можно расплачиваться за бензин, что тоже является существенной экономией. Также накопленные бонусы увеличивают процент постоянной скидки. То есть в интересах клиента постоянно заправляться в этой сети и увеличивать скидочный процент. Кроме того, существует способ экономии на мобильных приложениях — через них можно оплачивать бензин, получать доступ к скидкам и акциям.
Как уже было отмечено выше, расход бензина зависит от исправности двигателя и «ходовых частей машины». Поэтому транспортное средство нужно вовремя проверять, отвозить на техосмотр, менять изношенные запчасти. Все это в дальнейшем позволит сэкономить на расходе бензина.
Понятно, что каждое посещение СТО требует средств, которые никогда не бывают лишними. Поэтому специалисты советуют производить мелкий ремонт машины самостоятельно и экономить на этом. Например, можно самостоятельно проверить степень натяжения приводных ремней в моторном отсеке, подтянуть их при необходимости, поменять свечи зажигания, тормозные колодки, моторное масло и фильтры. Самим можно проверить уровень накачанности шин, работу фар и стеклоочистителей.
Какие расходные материалы нужно проверять в первую очередь? Масло — оно смазывает двигатель, сглаживает трение его частей. Менять масло нужно как минимум каждые 30 тысяч км. А также необходимо своевременно менять масляный фильтр, в котором скапливаются вредные масляные примеси. Кроме того, своевременной замены в целях экономии бензина требуют воздушный и топливный фильтры. Обязательно нужно контролировать тормозную жидкость — эту работу лучше доверить специалисту.
Утепление моторного отсека специальными автоодеялами и накладками очень актуально для холодного сезона. При низких температурах двигатель может работать с перебоями, снижается его мощность, масло загустевает и плохо выполняет свои функции. Утепление решает эти проблемы. К тому же оно будет экономить бензин, ведь утепленный двигатель не будет долго прогреваться и быстро достигнет рабочей температуры.
Самообслуживание при помывке автомобиля, конечно, расход бензина никак не сэкономит. Зато позволит сэкономить личный бюджет и выгоду направить на покупку качественного топлива. Следует помнить, что на автоматических мойках придется выложить за услугу кругленькую сумму, поэтому лучше обойтись своими силами. В мойках самообслуживания используются только вода и шампунь (пена), тогда как в автоматических мойках возьмут деньги и за воск, и за антидождь.
Часто автомобилисты задают вопрос — поможет ли сэкономить переход на газ?
«Да, использование газового топлива может снизить расходы, — отвечает Анна Уткина. — Переоборудованные под газ автомобили теряют в мощности, зато выбрасывают меньше вредных веществ в атмосферу. Экономия при этом доходит до 20% по сравнению с бензином. Особенно эффективен сжатый природный газ. Выбросы с его использованием сокращаются на 80–95% по сравнению с бензиновыми моторами».