В начале осени россияне были шокированы резко возросшими ценами на бензин, а в некоторых регионах водители сообщали о дефиците топлива на АЗС. Рост стоимости топлива, по мнению экспертов, был вполне предсказуем, и такая ситуация возникла под влиянием сразу нескольких факторов: падения курса рубля, снижения топливного демпфера для нефтяников, увеличения экспортных поставок, запрета на импорт нефтепродуктов, потолка цен на российскую нефть.
Ценовой скачок стоимости бензина на АЗС в сентябре 2023 года привлек внимание правительства. Было решено ввести временный запрет на экспорт российских нефтепродуктов. В результате оптовые цены на топливо стали резко снижаться на бирже, но на АЗС ситуация не сильно улучшилась.
В дело пришлось вмешаться ФАС, которая обнаружила, что оснований для повышения цен на топливо не так уж много. Антимонопольное ведомство взяло под свой контроль стоимость топлива и приняло дополнительные меры по регулированию ценообразования — в частности, увеличило нормативы продажи на бирже бензина и дизтоплива.
По последним данным Росстата, к середине декабря цены на бензин стали снижаться, но вот дизельное топливо резко повысилось в стоимости: в среднем литр бензина стоит 54,59 ₽, а литр дизельного топлива — 64,33 руб.
В ведомстве отмечают, что за неделю с 5 по 11 декабря снижение цен на бензин было зафиксировано в 42 российских регионах. За этот период марка АИ-92 подешевела на 7 копеек и ее стоимость достигла 50,14 руб./литр, стоимость марки АИ-95 уменьшилась на 6 копеек — до 50,74 руб./литр, а бензин марки АИ-98 подешевел на 5 копеек — до 68,09 руб./литр.
Нынешнее снижение стоимости бензина объясняется не столько правительственными мерами регулирования ценообразования, сколько сезонным фактором. Традиционно в декабре спрос на бензин снижается, потому что уменьшается объем перевозок по сравнению с летом и осенью. Кроме того, по данным Минэнерго, в стране сформировались крупные запасы топлива, что позволяет полностью обеспечить внутренний рынок предложением.
Эксперты полагают, что до конца 2023 года цена на бензин больше подниматься не будет, поскольку сезон высокого спроса на топливо уже прошел. Но и ожидать значительного снижения стоимости бензина не стоит. По данным Росстата, по сравнению с декабрьскими ценами на бензин 2022 года стоимость топлива возросла более чем на 6%, а на марки АИ-98 и выше — более чем на 10%.
В таких условиях максимум, на что могут рассчитывать автомобилисты в нынешнем декабре, — скидки на АЗС при заправке топлива на определенную сумму или при определенном объеме. По крайней мере такой схемы придерживались многие крупные АЗС прошлой зимой.
Иная ситуация в декабре 2023 года сложилась с ценами на дизтопливо, стоимость которого с 4 по 11 декабря возросла до 64,33 руб./литр, то есть на 0,09%. Такие цифры приводит Росстат.
Цены на дизтопливо в России традиционно растут с наступлением холодов. Это связано с возрастающим спросом на «зимнее топливо», в то время как объемы его производства в РФ невелики. Однако в конце 2023 года цены на дизтопливо стали расти стремительно. В Госдуме даже планировали поднять вопрос о возвращении запрета на экспорт дизтоплива. Но в Минэнерго заверили, что повышение цен на дизтопливо в розничной сети не должно по прогнозам превысить плановые показатели годовой инфляции.
Прогнозы на 2024 год по ценам на бензин не оптимистичны. Эксперты считают, что цены на топливо могут измениться уже с начала 2024 года, причем однозначно в сторону повышения.
Во-первых, стоимость нефтепродуктов будет следовать за показателями инфляции. Впрочем есть и хорошая новость: вряд ли рост стоимости бензина обгонит инфляцию — за этим пристально следит ФАС и Минэнерго.
А во-вторых, с 1 января 2024 года акцизные ставки поднимут на 5%. Например, если сейчас в одной тонне марки АИ-92 условной стоимостью 47,7 тыс. рублей доля акциза составляет 15 тыс. рублей, то после индексации акциз увеличится на 750 рублей, а значит, стоимость тонны увеличится до 48,45 тыс. рублей.
Будет ли правительство предпринимать какие-либо шаги для регулирования ценообразования топлива в 2024 году, пока не ясно. Российский учёный, кандидат экономических наук Сергей Гатауллин объяснил, что внутренний рынок топлива в России сильно зарегулирован, а в сложившихся условиях, в том числе дефицитного федерального бюджета 2024–2026 гг., говорить о кардинальном пересмотре подходов вряд ли возможно.
Принятые осенью 2023 года меры по регулированию цен на топливо, в том числе полный запрет на экспорт, просуществовавший две недели, оказались временными и не принесли результатов долгосрочной перспективе. Основная причина этого — возобновившийся экспорт нефтепродуктов за рубеж, поскольку отечественным нефтегазовым компаниям выгоднее продавать топливо за границу, нежели внутри России.
Однако благодаря правительственным мерам в 2023 году в России снизилась привлекательность серого экспорта для нефтепроизводителей. Этому поспособствовало введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов, которая значительно снижает их спрос на торгах.
Экономист считает, что в нынешних условиях массовое субсидирование производителей приведет к еще большим перекосам экономической активности по отраслям:
«Более реальным представляется сценарий удерживания цен на топливо в некотором приемлемом психологически диапазоне, чем, собственно, чиновники и занимаются. Вспоминая осенний локальный топливный кризис, не всегда успешно. Не исключен и очередной запрет экспорта топлива, если ценовая конъюнктура нефтепродуктов для внутреннего потребления начнет выходить из-под контроля».
Цены на бензин на внутреннем российском рынке не зависят от мировых цен на нефть и котировок топлива на европейских биржах. Это происходит потому, что в России существует система демпфера — механизма налогообложения в нефтяной отрасли, задачей которого является сдерживание роста цен на внутреннем рынке через субсидии из госбюджета.
«Ценообразование стоимости бензина на внутреннем российском рынке исторически не является рыночным, налоговая доля составляет примерно две трети стоимости бензина в розницу, поэтому потребитель практически не ощущает корреляции стоимости бензина на заправках и мировых котировок нефтепродуктов, а розничные сети АЗС не обладают достаточной экономической привлекательностью для нефтегазовых компаний», — резюмировал Сергей Гатауллин.
Кроме того, правительство договорилось с нефтяными компаниями устанавливать верхний предел роста розничной стоимости нефтепродуктов не выше действующего уровня инфляции. Правительство жестко следит за соблюдением мер по стабилизации топливного рынка, и в таких условиях ожидается, что стремительного роста цен на бензин в ближайшее время не будет, по крайней мере до весны 2024 года.