Специалисты Института экономики РАН Наталья Смородинская и Даниил Катуков изучили опыт Ирана, который долгие годы находится под санкциями США, и сравнили его ситуацию с нынешним положением России, пишет РБК.
Россия, отмечают они, — страна с более сильной экономикой, боле ориентирована на рыночные механизмы, чем Иран в 2011 году, когда на него были наложены санкции. И все же сходство в том, что обе страны — нефтеэкспортеры, и западным ограничениям сопротивляются по одинаковой схеме.
Три основных угрозы, с которыми столкнулась Россия:
Самая большая проблема в том, что Россия, отойдя от «первого шока» санкций, все равно столкнется с их долгосрочными последствиями, которые не исчезнут до тех пор, пока санкции действуют. Этот копящийся дисбаланс в виде роста затрат и снижения производительности экономики на фоне изоляции от мировых рынков приведет к стагфляции — отсутствию роста ВВП в условиях растущей инфляции.
Кроме того, российской экономике угрожает ловушка госстимулирования. Вообще в условиях спада государство идет на рост расходов бюджета в важные отрасли, что по цепочке дает импульс всей экономике. Здесь есть два рискованных момента: ресурсы в виде господдержки и госзаказов выделяются не всем, и постоянно увеличивать госрасходы в условиях падения доходов из-за санкций не получится. В России эти риски усугубляются еще и милитаризацией экономики: поддержка идет военно-промышленному комплексу, а не гражданским отраслям — возникает дисбаланс. Более того, для развития ставятся цели и задачи, порой далекие от экономически обоснованных. «Экономика утрачивает рецепторы и верные стимулы», — цитирует РБК директора Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олега Буклемишева.
РБК также приводит мнение директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрия Куликова, который считает более подходящим сравнение России не с Ираном, а с ЮАР и Венесуэлой. Он напоминает, что до санкций это были страны со средними доходами. Правда, он делает оговорку, что и эти примеры релеванты лишь ограниченно: ВВП РФ по сравнению с ЮАР и Венесуэлой выше, страна лучше обеспечена ресурсами и продовольствием. С другой стороны, санкции против России введены практически в одночасье, их ужесточение не растянулось на несколько лет, чтобы экономика адаптировалась. И у России, что печально, нет возможности реализовать демографический дивиденд, то есть нарастить ВВП за счет роста трудоспособного населения.