Posted 11 декабря 2023, 08:50
Published 11 декабря 2023, 08:50
Modified 11 декабря 2023, 08:53
Updated 11 декабря 2023, 08:53
По мнению аналитиков «Коммерсанта», топливные цены впали в зимнюю спячку до весны, но потом могут ожить, особенно после выборов президента в марте 2024 года. Тогда может повториться сценарий шестилетней давности. Напомним, что весной 2018 года правительство ушло в отставку, и топливный рынок остался без присмотра регуляторов. Кроме того, накопленное отставание роста розничных цен от оптовых сейчас — примерно на уровне 2018 года.
8 декабря оптовая цена Аи-92 8 составляла 41,6 тыс. руб. за т, это на 15% меньше, чем 14 ноября. Аи-95 упал до 46,3 тыс. руб. — на 14% ниже середины ноября. Это уровень оптовых цен, наблюдавшийся в феврале текущего года. Летнее ДТ стоит 53,4 тыс. руб., что на 28% ниже пика середины сентября. Зимний дизель стоил 8 декабря 69,2 тыс. руб. Это выше чем в феврале 2023 года на 36,6%.
На АЗС, то есть в рознице, Аи-92 подешевел до 50,2 рубля, Аи-95 — 54,8 рубля, ДТ выросло в цене до 64,3 руб.
Предполагается, что сейчас рынок ГСМ стабилизировался на фоне сезонного снижения. Однако сохраняется недостаток выпуска зимнего дизтоплива, а также серый экспорт на уровне 30–40 тыс. тонн в месяц.
Зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев написал в своем телеграм-канале, что пока у правительства нет понимания срочного рынка, его развития и использования для экономики, а по сути это снижение затрат бюджета на ценовые риски.
Отсутствует и понимание межтопливной конкуренции и баланса: где СУГи, где метан, где электротранспорт — все отдано на откуп невидимой руке рынка.
При этом в России нет стимулирования глубокой переработки нефти, в том числе из-за налогового маневра, и даже нет закона о нефти.