Bloomberg подсчитал, что доход РФ от нефтяного экспорта в октябре составил $11,3 млрд. При этом российский теневой флот перевез более 70% российских нефтяных грузов, что позволило правительству РФ контролировать экспорт нефти и повышать стоимость сырья.
За год работы антироссийских санкций в мире возник успешный бизнес в области морских перевозок, который трудно отследить западным регуляторам. Теперь «теневой флот» перевозит 45% российского нефтяного сырья. «Теневой флот» укрепляется, сказал представитель Frontline, владельца некоторых крупнейших в мире супертанкеров, и это будет продолжаться до тех пор, пока регулирующие органы не смогут действовать против него.
До февраля 2022 года российскую нефть главным образом перевозили три западные компании — Vitol, Glencore и Trafigura. Однако эта тройка публично отказалась работать с РФ. Теперь их место заняли более мелкие и трудно отслеживаемые компании с штаб-квартирами от Гонконга до Дубая.
Однако и западные судовладельцы не желают терять лакомый кусок пирога. Так, по данным агентства, в этом году греческие перевозчики стали вторыми по перевалке российской нефти, на первом месте — перевозчики из самой России. Власти Греции заявляют, что бессильны решить эту проблему: перевалка борт в борт идет в международных водах.
Что же до ограничения доходов РФ, то, по данным Politico, за текущий год РФ недополучила €34 млрд от экспорта черного золота. МЭА оценивает недополученные доходы в $25 млн. Обе цифры значительно меньше того, что планировалось «изъять» из российского бюджета при введении «потолка» цен на нефть.
Главный вопрос, по мнению Bloomberg, заключается в том, действительно ли Вашингтон хочет жестких ограничений: в таком случае есть риск снижения объемов российской нефти на мировом рынке, а это приведет к росту цен на топливо в год выборов президента США. А если жестких мер не будет, то у России всегда найдутся обходные пути.