95% граждан высказались за создание штата Гайаны-Эссекибо и его включении в состав Венесуэлы с предоставлением венесуэльских удостоверений личности проживающим на этой территории гражданам.
Мадуро отметил, что это первые шаги на пути к национальному единству. Как ранее отмечал Bloomberg, за присоединение данной территории выступало большинство венесуэльцев, даже ряд оппозиционеров. Поэтому Эссекибо действительно может способствовать преодолению всех противоречий в венесуэльском обществе. Впрочем, оппозиционный кандидат в президенты Венесуэлы Мария Мачадо, заявила, что голосование — это отвлечение внимания.
По словам Мадуро, проигравшие от этого референдума — правительство Гайаны, ExxonMobil и империя США.
Однако остается вопрос, что последует за этим референдумом со стороны Венесуэлы, США и Бразилии? Напомним, что проблема Эссекибо обострилась в связи с тем, что ExxonMobil нашла на шельфе Гайаны большие нефтяные залежи. При этом власти страны разрешили американской компании добывать нефть на территории, границы которой еще не делимитированы. Осенью 2023 года к Exxon присоединились для разработки гайанского шельфа еще семь международных энергокомпаний. После этого терпение Каракаса лопнуло.
Ранее отмечалось, что Венесуэла перебросила войска к границе с Гайаной. Стягивает свои вооруженные силы к возможному месту конфликта и Бразилия, имеющая с Гайаной и Венесуэлой общие границы как раз по спорной территории.
Неизвестно, что теперь будут делать США. Ранее они сняли санкции с венесуэльского нефтяного экспорта в обмен на политические уступки Мадуро. Скорее всего, все будет зависеть от того, сможет ли ExxonMobil договориться с Каракасом. Но для нефтяной компании это будет явно дороже. Население Гайаны не превышает 1 млн человек, ряд СМИ даже писали, что правительство этой страны включено в штат американской компании (по другим данным, включено в платежные ведомости Exxon). Купить подобным образом всю Венесуэлу ExxonMobil вряд ли сможет.