Posted 26 ноября 2023,, 17:08

Published 26 ноября 2023,, 17:08

Modified 26 ноября 2023,, 17:12

Updated 26 ноября 2023,, 17:12

Воскресный вечер с «НиК»: ВИЭ не взлетел, про худо и добро

26 ноября 2023, 17:08
Климатическая годовщина Джо Байдена в грустном настроении и реализация поговорки «нет худа, без добра» в реальной жизни. Об этом далее — подробнее
Сюжет
ВИЭ

Неудачный год для ВИЭ

За год реализации в США климатической повестки президента Джо Байдена уже можно сделать вывод: «не взлетела». Несмотря на все старания Белого дома проблем в развитии «чистой» энергетики больше, чем профита от проектов. Даже принятый Байденом Закон о сокращении инфляции (IRA) не помог.

Сначала он показался очень привлекательным, поскольку предоставлял серьезные льготы для ВИЭ-проектов. Но, как это часто бывает, лодка радужных надежд инвесторов в гелио- и ветроэнергетику разбилась о камни реальности.

Те преференции, которые давал IRA реализаторам проектов «чистой» энергетики, не компенсируют затраты в производстве. Стоимость ветропарков и гелиосистем постоянно растет.

Защищая свой рынок, Штаты ввели драконовские меры по импорту китайских солнечных батарей и большого количества материалов, необходимых для производства ветрогенераторов. Это сразу же разрушило только начавшие формирование цепочки поставок необходимого для реализации ВИЭ проектов.

Кроме неустойчивых цепочек поставок материалов, свое дело сделала и американская бюрократия. Длительное согласование необходимых правил и разрешений, внесло такой хаос в развитие проектов ВИЭ, что даже крупные мировые энергокомпании типа датского гиганта в ветроэнергетике Orsted начали сворачивать свои проекты в США.

А американские автопроизводители сокращают планы производства электромобилей. Что в принципе не удивляет — Америка всегда была исторически страной больших машин с многолитровыми бензиновыми двигателями. И ввести в моду электромобили очень сложно, поскольку американцы очень консервативны в большей своей массе. Потому автогиганты Ford и GM прикинули, посчитали затраты и, оценив спрос, приняли решение снижать количество производства электрокаров.

Так что можно считать, что годовщину начала реализации климатической повестки Джо Байден будет праздновать с не самым лучшим настроением.

 

Нет худа без добра

Иногда жизнь преподносит нам сюрпризы, когда вроде бы катастрофическая ситуация впоследствии может неожиданно принести положительные плоды.

Одним из примеров такого парадокса можно назвать прорыв газопровода Balticconnector. До сих пор идет разбирательство, кто же все-таки случайно или намеренно зацепил его якорем. Пока идет политическая игра, в которой Balticconnector используют разные стороны, финский оператор Gasgrid заявил об увеличении пропускной способности трубопровода после ремонта. Так неожиданно авария на газопроводе сыграла на пользу. Ведь не зацепись чей-то якорь за трубу, неизвестно, когда бы приняли решение увеличить мощность газовой магистрали.

Примерно похожая ситуация с обмелевшим Панамским каналом. С одной стороны — убытки у продавцов нефтегаза за счет срыва графиков поставок из-за долгого стояния в «пробках» и увеличения затрат на транспортировку. Но, с другой стороны, Европа получила преимущество в поставках американского СПГ. Когда Панамский канал работал в нормальном режиме, СПГ из США шел в больших объемах на рынки Азии. Пересек быстренько канал — и вот уже газ на азиатском рынке.

Сейчас же ситуация сложилась такая, что нужно или заплатить не меньше $5,6 миллиона за приоритетное место в Панамском канале на проход или просто разворачивать газовозы в направлении Европы. Потому что маршрут в Азию через Суэцкий канал увеличивает расходы на транспортировку и делает невыгодными поставки СПГ из США. Европа ближе, спрос на СПГ в преддверии зимы там очень хороший, так что профит налицо. Так пересохший канал и пробки в нем принесли свои плоды покупателям СПГ в Европе.

Впрочем, спрос на СПГ в Китае и Южной Корее не очень высокий за счет больших запасов, так что азиатские покупатели тоже пока не сильно страдают. Но ситуация всегда может поменяться, а кто получит профит, а кто убытки, покажет время.

Хорошей вам рабочей недели!

"