После введения странами «Большой семерки» предельной цены на нефть, экспортируемую из РФ, прошел уже почти год. За это время США ввели санкции за нарушение «потолка» против 20 компаний и трех судов. Как это повлияло на экспортные потоки нефти из РФ? Фактически, очень слабо. В октябре почти 100% нефти марки Urals из России проданы по цене выше «потолка». И дисконт российской нефти к марке Brent сократился в четыре раза.
Российские экспортеры нашли способы обходить введенные ограничения на экспорт путем создания «теневого флота», как его называют на Западе. Суда получают страховку в нетоксичных странах, используют безопасные маршруты и доставляют российскую нефть покупателям. Пытаясь сломать эту систему, США объявили санкции двум судовладельцам из Турции и одной эмиратской компании за перевозку российской нефти. Но эксперты отмечают, что пока есть спрос и предложение, участники транспортировки грузов всегда найдут схемы обхода санкций.
С другой стороны подошли к вопросу блокировки экспорта нефти из России в Европе. По данным Financial Times, в Брюсселе рассматривают вариант блокировки судов «теневого флота» России в Балтийском море. Предлог — защита экологии. Дании поручат задерживать танкеры без западных страховок, поскольку в большей массе это старые суда с высоким риском аварийности и, соответственно, загрязнения моря. А конвенция ООН позволяет задерживать суда, если они несут угрозу окружающей среде. Дания не в восторге, но и окончательное решение пока не принято.
По мнению западных военных экспертов, блокировка движения судов в датских проливах будет приравнена к объявлению войны. Об этом рассказал независимый военный эксперт Ганс Микаэльсен. Географически Дания может это сделать, но технически и политически это маловероятно.
Ежедневно, по данным Financial Times, через проливы Дании из РФ отправляют более двух миллионов баррелей нефти — это 60% морского экспорта страны. Главные порты отгрузки нефти РФ с транспортировкой по Балтике — Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург.