Posted 24 ноября 2023,, 11:49

Published 24 ноября 2023,, 11:49

Modified 24 ноября 2023,, 11:51

Updated 24 ноября 2023,, 11:51

Мировой топливный рынок: ситуации разные, а итог один

24 ноября 2023, 11:49

Как менялась цена топлива в разных странах за 2023 год

Стоимость топлива в разных уголках мира остается на прежнем уровне либо растет независимо от того, добывает страна нефть или импортирует ее.

17 ноября правительство РФ приняло решение отменить запрет на экспорт бензина, действовавший с конца сентября. До этого, в начале октября, был снят запрет на вывоз дизтоплива по трубопроводам, правда, вывоз дизтоплива за пределы РФ по железной дороге по-прежнему запрещен. 22 октября правительство РФ приняло решение снять временный запрет на экспорт летнего ДТ. При этом отмена ограничений на экспорт бензина совпала с приятием Госдумой проекта о возвращении полных демпферных выплат.

Казалось бы, российское топливо постепенно возвращается на мировые рынки. Панике или просто раздражению в разных регионах из-за высоких цен на моторное топливо, которые наблюдались все лето, должен прийти конец. Увы, но цена топлива в США, Латинской Америке, Европе и некоторых азиатских странах, включая те, что добывают нефть в больших объемах, почему-то обвально падать не торопится.

На Западе стоимость топлива высока даже у производителей нефти

Лето этого года прошло для стран Европы, Северной и Южной Америки под эгидой борьбы с высокими ценами на топливо, как правило, безуспешной. Президент США Джо Байден в ходе своего выступления в штате Мэрилэнд 14 сентября пообещал перед телекамерами, что снизит стоимость бензина в Штатах. Это было неким подведением итогов неспокойного лета, когда в начале июня цена бензина была $0,97 за литр, а к концу августа она выросла до $1,07. Заявления Байдена выглядели как попытка убедить американских автовладельцев, что Вашингтон «вот прямо сейчас все исправит». В сентябре стоимость выросла до $1,08 и лишь с октября начала постепенно снижаться. При этом никаких серьезных телодвижений или жестких законов, регулирующих рынок, от Белого дома не исходило. Рынок сам пришел в такое состояние из-за ряда факторов, в том числе и стоимости нефти. Важно отметить, что на протяжении почти всего 2023-го добыча нефти в США росла, т. е. крупнейший производитель черного золота в мире с ростом цен на бензин на своей территории ничего не мог сделать, ситуация стала «выправляться» только по фундаментальным причинам. В ноябре цена бензина в Штатах достигла $0,91 за литр, что немного ниже, чем в начале лета, но все равно больше, чем привычная цена для этой страны за последнее десятилетия (около $0,6 за литр).

В Канаде, еще одном крупнейшем в мире производителе нефти, цена бензина тоже росла, причем уже начиная с весны, правда, иногда отскакивала вниз, варьируясь от $1,21 до $1,28 за литр. Для сравнения: цены на бензин в Канаде в период с 1992 по 2023 год в среднем составляли $0,9. Снижение, как и в США, началось с октября, когда цены опустились до $1,14 за литр. Напомним, в октябре стоимость нефти как раз начала снижаться с пиковых значений за прошедшие на тот момент месяцы 2023 года. Правда, когда она в том же месяце вновь пошла вверх, стало дорожать и топливо.

Сама собой напрашивается простая мысль: несмотря на то, что США и Канада в ТОП-5 добытчиков нефти в мире (причем Штаты вообще на первом месте), цена бензина и дизеля начала снижаться и увеличиваться не потому что руководство этих стран что-то сделало, а из-за изменений стоимости черного золота в мире и, разумеется, из-за снижения спроса на топливо в связи с окончанием сезона отпусков.

Отчасти это же происходило и в Бразилии, которая входит в ТОП-10 по объемам добычи черного золота.

Если в начале 2023 года цена в латиноамериканской стране составляла $0,93 за литр, то в середине лета — $1,21. Лишь в октябре она стала опускаться, достигнув $1,15. Для сравнения: цены на бензин в Бразилии в среднем составляли $1,11 за литр с 1992 по 2023 гг.

В Европе, которая в отличие от вышеперечисленных американских стран является, по сути, исключительно потребителем, а не производителем нефти, ситуация была несколько иной. Во-первых, в отличие от США, почти во всех европейских странах цены на бензин значительно выше, чем год назад. Во-вторых, стоимость бензина с начала 2023 года по начало лета росла, а с июня по конец августа (в отличие от США, Канады и Бразилии), напротив, падала. Зато с середины октября, как раз когда стали повышаться цены на нефть, стоимость бензина в странах ЕС стала пусть и несильно, но все же расти. Если с февраля по май во Франции цена была в коридоре €1,86-1,96, то летом — €1,89-1,81. В Германии ценник вообще всю весну и лето варьировался с €1,8 по €1,86, зато в октябре достиг €1,94. В Италии до сентября литр бензина стоил €1,81-1,89, а вот с начала сентября по ноябрь цифра менялась от €1,85 до €2 за литр.

В целом же, если сравнивать стоимость моторного топлива в Старом Свете с началом 2023 года и ноябрем, то цифра либо не изменилась, либо в некоторых странах (Польша, Германия, Австрия, Испания) даже увеличилась на пару-тройку евроцентов. Правительства государств еврозоны кардинально налоговую политику не изменили, акцизы новые не ввели, побоявшись по понятным причинам последствий для экономики региона, где и так сейчас все крайне сложно. Проще говоря, несмотря на все заверения политиков, санкции против России и меры по замене ее топлива на альтернативных поставщиков, Европе так и не удалось вернуть цены на бензин к средней за последние 5-10 лет стоимости. В отдельные месяцы 2023-го она была даже выше средних показателей 2022-го.

Рынок Азии другой, но цена бензина все равно выросла

В Китае стоимость бензина изменялась не так как в США, крупнейшем добытчике нефти, но и не так как в Европе, которая подавляющую часть сырьяполучает за счет импорта. Динамика повышения и временного снижения цен в КНР была несколько другой. Но, забегая вперед, отметим, в конечном счете стоимость бензина в Китае все-таки выросла, пусть и незначительно.

Динамика изменения ценников на АЗС Поднебесной была примерно такой: зимой $0,86-0,9 за литр, весной цена выросла до $0,95, летом варьировалась в коридоре $0,91-0,95, а вот осенью ценники уже были на более высоких отметках — $0,94-0,96. В ноябре ценник, если верить данным Global Petrol Prices, вырос до $1,23 за литр. В связи с этим 21 ноября Национальная комиссия Китая по развитию и реформам объявила о снижении розничных цен на бензин и дизтопливо, начиная с 22 ноября. В ведомстве заявили, что эта мера принята в ответ на недавние изменения цен на нефть на мировом рынке.

Если же провести параллель с динамикой изменения цен на нефть со стоимостью топлива в КНР, то мы увидим, что когда черное золото дешевело в мире, падала и цена бензина в Китае. Правда, зимой такое правило не сработало, а вот летом 2023-го — вполне. Однако колебания были не столь сильными как в Бразилии, США или ведущих европейских странах. Все-таки сказывается более жесткий контроль руководства КНР над топливным рынком и привычка вмешиваться в происходящее, чтобы не было ценовых шоков для потребителей и производителей.

Китай находится в ТОП-10 по добыче нефти в мире, но в то же время он является и вторым по потреблению черного золота в мире. По этим причинам в Поднебесной, несмотря на ее колоссальную добычу, цена меняется больше как у потребителя, а не производителя нефти, хоть и не так сильно, как в случае с Европой. Однако повторимся, в конечном счете, цена бензина в КНР все равно в ноябре выше, чем в начале года, т. е. Китай не стал исключением для всего мира, где ценник на АЗС либо немного увеличился по сравнению с началом 2023 года, либо остался на прежних отметках.

Происходящее в Индии отличается от Европы, Южной и Северной Америки и даже от Китая. Нью-Дели, который удовлетворяет примерно 87% потребности в нефти за счет импорта, смог удерживать на протяжении всех месяцев этого года цену бензина почти на одной и той же отметке — $1,16-1,18 за литр. Тут следует отметить уникальность положения этой южноазиатской страны. Она, безусловно, добывает намного меньше, чем Китай, но при этом спрос на черное золото, следовательно, и на нефтепродукты, растет. Кстати, по мнению многих аналитических агентств, включая МЭА, он будет расти в ближайшие годы даже активнее, чем в КНР. При этом страна в последние десятилетия энергично увеличивает объем нефтепереработки, а индийские НПЗ уже несколько лет удовлетворяют спрос не только самой Индии и ее соседей, но и европейского рынка (не забывая при этом пользоваться скидкой на российскую нефть Urals).

Индийское правительство жестко контролирует объемы экспорта, облагая налогами и обязательствами нефтепереработчиков таким образом, чтобы те в первую очередь обеспечивали идеальный баланс спроса-предложения на индийском рынке, а потом уже занимались заработком от продаж топлива на зарубежных рынках. Такая практика работает достаточно долго. Чего стоят одни только меры в 2022-м, когда правительство ввело налог на сверхприбыль при экспорте очищенного топлива и обязало отечественные компании продавать эквивалент 50% от объемов своего экспорта бензина и 30% ДТ внутри страны до 31 марта 2023-го (эти меры потом продлили). В августе 2023-го Минфин Индии даже сообщил о повышении налога на сверхприбыль на сырую нефть отечественного производства и ДТ, предназначенного для экспорта. Индийские нефтепереработчики жалуются на такие меры с начала осени. В ICRA Limited в сентябре заявили, что компании-нефтепереработчики несут маркетинговые потери при розничной продаже ДТ. Впрочем, учитывая их доходы и стабильность спроса внутри самой Индии, их трудно назвать критическими.

Южная Корея, четвертый по величине импортер сырой нефти в мире, тоже показала иную динамику роста и падения цен на бензины в 2023 году по сравнению с Западом в лице обеих Америк и Европы.

Рост стоимости бензина в этой стране, по сути, начался в середине лета, когда с привычных почти за полгода $1,22 за литр цена выросла в июле до $1,32 и лишь в октябре несколько уменьшилась до $1,3, а в ноябре опустилась еще ниже, до $1,27 за литр. Однако Южная Корея, пусть и заметно отличающаяся динамикой стоимости бензина по сравнению с крупнейшими производителями и потребителями нефти, в итоге все равно пришла к тому, что и весь мир. Цена бензина в ноябре оказалась чуть выше той, что была в начале 2023 года. Отметим, что эта страна удовлетворяет свой спрос на нефть на 98% за счет импорта.

Если же говорить о ближневосточных странах, где с добычей нефти проблем нет, причем настолько, что ее экспорт составляет львиную долю доходов для бюджета, то ситуация несколько иная. К примеру, в Саудовской Аравии, чью роль в мировой добыче и экспорте нефти трудно переоценить, стоимость бензина весь год составляла одну и ту же цифру — $0,62 за литр. Очевидно, что такого результата страна достигла в силу специфики своей экономики и крайне жестких регуляторов, управляемых королевской семьей. Впрочем, даже в случае с этой страной есть одна оговорка касательно роста стоимости топлива. Цена в $0,62 за литр появилась в июне 2021 года, до этого момента она варьировалась на протяжении долгих лет (с 2018 года) от $0,52 до $0,55.

Однако если посмотреть на ОАЭ, еще одно ближневосточное государство, где добыча нефти — это основа всей экономики, то мы все же увидим рост цен на бензин в 2023 году. Если с января по май стоимость такого топлива составляла $0,8-0,83 за литр, то с сентября она выросла до $0,91. Тот факт, что страна добывает колоссальное количество нефти (находится в ТОП-10 во всем мире), не уберег ее от того, что бензин к ноябрю оказался, как и в большинстве стран мира, дороже, чем в начале 2023-го.

В итоге можно заключить, что по объективным причинам, причем разным как для импортеров нефти, так и для крупных экспортеров, ценник бензина в мире вырос. Несмотря на действия или бездействие правительств, регуляторов и даже волатильности цен на нефть, топливо в итоге либо не подешевело по сравнению с началом 2023-го, либо немного подорожало. Последний сценарий произошел в большинстве стран. Безусловно, есть уникальные ситуации, как с той же Саудовской Аравией или Индией, где контроль регуляторов очень жесткий, или случай с Россией, остановившей экспорт топлива на фоне дефицита, тогда как страны Запада лишают РФ технологий и рынков сбыта. Однако тенденция в целом такова, что после увеличения цен на нефть в сентябре и октябре, стоимость бензина в большей части стран мира начала расти, причем даже отчасти в ноябре, когда Brent опустилась до $82-87 за баррель.

Илья Круглей