Posted 22 ноября 2023, 16:08

Published 22 ноября 2023, 16:08

Modified 22 ноября 2023, 16:10

Updated 22 ноября 2023, 16:10

Вечерние эмоции «НиК»: ход короля и «некуда девать»

22 ноября 2023, 16:08
Сюжет
ОПЕК
Пока Королевство Саудовская Аравия пытается нажать на страны ОПЕК+, в РФ наконец-то обозначили отмену запрета на экспорт ДТ.

Об этом далее — подробнее.

Выдержит ли ОПЕК+ давление королевства?

Несмотря на то, что мы вроде бы давно выбрались из периода Средневековья, все же некоторые королевства продолжают влиять на глобальную политику и мировую экономику. Речь не про британскую монархию. Стоит обратить внимание на Королевство Саудовская Аравия. Довольно серьезное объединение многих стран-экспортеров нефти ОПЕК+ последний месяц испытывает вполне серьезное давление со стороны одного небольшого, но очень важного для глобальной нефтянки королевства.

В чем интрига? В том, что Саудовская Аравия с лета текущего года начала вводить добровольное ограничение добычи нефти на 1 миллион баррелей в сутки. В чем смысл — ответ понятен. Являясь одним из крупнейших экспортеров нефти на мировом рынке, КСА, конечно же, заинтересовано в хорошей цене углеводородов. Что делает умный король, чтобы сохранить поступления в бюджет королевства? Старается сохранить стабильность на рынке, куда он продает сырье. Именно в этих целях Саудовская Аравия ввела добровольное сокращение добычи собственной нефти, чтобы цена из-за низкого предложения на рынке поднималась до необходимых уровней. К королевству в разных объемах присоединились и страны альянса ОПЕК+, тоже несколько понизив объемы добычи и экспорта углеводородов. В их числе и Россия, которая, понимая профит от роста цены на мировом рынке нефти, также сократила экспорт своего сырья.

И все вроде бы получалось у ОПЕК+ и КСА, аналитики уже давали прогнозы на рост цены в следующем году по разным оценкам от $100 до $140 за баррель. Но, как обычно, вмешались США. Благодаря растрате в крупных размерах Стратегического резерва нефти США Джо Байденом в прошлом году, реально встал вопрос: чем его заполнять, если цены нефти растут? И США стали активно наращивать добычу. И тут уже начали беспокойно ерзать ОПЕК+ и КСА: рынок нефти начал просаживаться из-за повышенных объемов вбрасываемых США и некоторыми другими странами.

Падение цены начало сильно напрягать королевство, и оно начало давить на страны ОПЕК+: снижайте еще добычу, не должна нефть быть дешевой! ОПЕК+ начал ерзать еще сильнее, поскольку у многих его членов ситуация внутри собственной страны не улучшится от перспективы снижения доходов от экспорта нефти. И они начали потихоньку упираться. Однако Саудовская Аравия прозрачно намекнула, что не будет снижения добычи — будет отмена добровольных ограничений. И представьте, что случится с ценой нефти после вброса на рынок миллиона баррелей в сутки саудовской нефти? На этом фоне сегодня ОПЕК+ даже перенес свою встречу с 26 на 30 ноября. Четыре дня будут идти лихорадочные консультации в ОПЕК+: что же нам выбрать? Развитие событий посмотрим вместе. Вероятнее всего, под королевство прогнутся.

Настало «некуда девать»?

Пока на глобальном нефтяном рынке идет борьба нанайских мальчиков между основными игроками, в России вице-премьер правительства Александр Новак решил подбросить дровишек в костер интриги вокруг топлива в стране. Он наконец-то высказался по поводу отмены запрета на экспорт дизеля. Правда, сделал он это в своей обычной манере максимальной размытости. Мол, отменим запрет экспорта ДТ «в ближайшее время». Какое время считать ближайшим, известно одному господину Новаку.

В прошлых заявлениях, когда от вице-премьера ждали дату отмены запрета, он высказывался, что снимет ограничения тогда, когда топливо будет «некуда девать» внутри страны. Неужели этот благостный момент наступил, и топливохранилища РФ просто уже текут через край? В принципе, судя по сегодняшней реакции рынка, есть вероятность, что это так. Сегодняшнее падение бензина на питерской бирже достигло уровня 3%. Дизельное топливо тоже подешевело, хоть и не так сильно, как бензин, — всего на уровне одного процента, причем меньше всего падение показал зимний дизель.

Связано ли сегодняшнее падение цен на топливо с тем самым статусом «некуда девать»? Затоварен ли рынок или это просто турбулентность от нервных трейдеров? Пока, на наблюдениях одного дня, сказать ничего нельзя. Больше ясности будет к концу недели, заодно проверим, что такое «ближайшее время» — дни или недели.

Хорошего вам завтра!

Подпишитесь