Posted 21 ноября 2023, 09:08
Published 21 ноября 2023, 09:08
Modified 21 ноября 2023, 09:10
Updated 21 ноября 2023, 09:10
Минфин в рамках законодательства о валютном контроле, включая президентский указ об обязательной продаже валютной выручки, усиливает меры по контролю за зарубежными операциями российских резидентов.
По данным «Коммерсанта», теперь раз в квартал российские организации и ИП должны предоставлять в налоговую сведения о движении денежных средств и сведения о финансовых активах на счетах за рубежом, а также о расчетах с использованием зарубежных электронных средств платежа, если сумма транзакций — 600 тыс. рублей и выше. Также компании должны уведомлять о размере выручки, оставленной на зарубежных счетах, и даже о своих контрагентах — «третьих лицах», участвующих в операциях ВЭД.
Сейчас при проведении таких операций компании должны предоставлять лишь данные о списаниях/зачислениях со специальными кодами операций. Точнее, должны были, так как новое постановление, по данным «Коммерсанта», уже утверждено, то есть дело лишь за подписью Мишустина.
Под новое постановление попадают экспортные и кредитные контракты, зарегистрированные в уполномоченных банках РФ (экспортные на сумму от 10 млн рублей, кредитные и импортные — от 3 млн рублей). Собственно, упоминание уполномоченного банка тут и не нужно — без него подобные контракты невозможны.
Минфин считает, что новая мера позволит ему отслеживать объемы иностранной валюты, остающейся на счетах экспортеров в иностранных банках.
«Коммерсант» отмечает, что, в отличие от предыдущих инициатив, это постановление охватывает все компании и ИП в стране после того, как участникам ВЭД разрешено оставлять часть валютной выручки за рубежом в июне 2022 года. Тогда разрешение дало возможность компаниям быть более гибкими, не возвращая всю валютную выручку в РФ, зато рассчитываясь ею с иностранными контрагентами со счетов в иностранных банках.
Теперь же, видимо, и ЦБ, и Минфин от ситуации не в восторге: появилось множество фирм-прокладок, которые не «приписать» к российскому экспортеру, а в соседних странах, особенно входящих в СНГ, растет рублевый рынок. ЦБ эмитирует валюту, но не знает, куда она уходит и где оседает, а рубль при этом слабеет, поясняют собеседники «Коммерсанта».
Загвоздка в том, что полагаться ведомства могут только на данные, предоставленные самими компаниями. Разумеется, представители Росфинмониторинга могут и сидеть в офисах, и проверять счета, но это все равно «мозаичные» проверки, говорят собеседники газеты.
Другое дело, что в большей степени постановление все-таки коснется крупных экспортеров, а, как мы знаем, закрытый список из 43 групп, у которых 60% и более выручки идет от внешнеэкономической деятельности, у Банка России есть.
Напомним, что в прошлом месяце Минфин внес на рассмотрение в парламент поправки к закону «О валютном регулировании», которые предполагают обязать с 2024 года отчитываться о валютных операциях не только самой компании, но и ее иностранных «дочек».