Bloomberg публикует данные ООН о том, что ежегодно производится около 430 млн тонн пластика, две трети из которых предназначены только для краткосрочного использования. И при сохранении текущих темпов использования к 2060 году эта сумма утроится.
Два месяца назад в ООН обнародовали «нулевой проект» глобального договора по пластику. Он содержит множество предлагаемых действий по сокращению пластиковых отходов и вариантов реализации этих шагов. Один из вариантов — каждая страна должна составить список опасных химических веществ, содержащихся в пластмассах, и следовать плану по их поэтапному отказу. В другом варианте страны лишь «могут» создать такой список.
Сторонники борьбы с пластиком горячо надеются, что страны объединятся и возьмут на себя обязательства остановить или замедлить глобальное производство пластика. Прецедентом, которому они стремятся следовать, является глобальное соглашение о поэтапном отказе от озоноразрушающих химикатов в 1987 году — Монреальский протокол, который имел жесткие и быстрые сроки и считается более успешным, чем Парижское соглашение 2015 года.
В новом докладе ОЭСР говорится, что нынешняя инфраструктура для улавливания и переработки пластика недостаточна. В странах, не входящих в ОЭСР, необходимо инвестировать более $1 трлн, чтобы предотвратить утечку пластика в окружающую среду. Между тем добровольные обещания корпораций сократить использование пластика терпят неудачу. Начиная с 2018 года, Фонд Эллен Макартур привлек 150 компаний к отчетности и сокращению использования пластика к 2025 году. За пять лет 20 компаний, включая Marks and Spencer Group Plc, Burberry Group Plc и Metro AG, отказались от участия.
В 2021 году австралийский экологический фонд Minderoo Foundation составил рейтинг 100 компаний, которые производят 90% всего объема пластиковых отходов. Больше всего отходов из одноразового пластика производит ExxonMobil.
Вместо того чтобы выполнять тяжелую работу по избавлению от первичного пластика, в последние годы такие компании, как Nestle, Pepsi и другие, заявляют о своей «нейтральности к пластику». Некоторые из этих утверждений подкреплены тем, что они платят третьим сторонам за сбор мусора и передачу его производителям цемента для использования в качестве топлива на заводах.
Но активисты категорически против этого. «Негативные последствия намного перевешивают любые выгоды», — говорит Мариан Фрэнсис Ледесма, участник кампании за нулевые отходы «Гринпис» (является нежелательной в РФ) Юго-Восточной Азии.
Успешный опыт борьбы с пластиком продемонстрировала Уганда: там просто запретили пластиковые пакеты, и в стране стало существенно чище. Что касается переработки таких отходов, то даже Германия не нашла в себе силы перерабатывать более 12% одноразового пластика, хотя квота на утилизацию составляла 36%. Берлин предпочитал этот мусор сжигать. Кроме того, до 2012 года Евросоюз отправлял 87% своих пластиковых отходов в Китай, а теперь КНР запретила ввоз любых твердых отходов. Поэтому теперь европейский пластиковый мусор поплыл в Индию, Малайзию, Индонезию, а также другие азиатские и африканские страны.